Да и в Твиттере украинского министерства есть большой доклад об экологической ситуации в зоне боевых действий, но сообщения о злополучной дамбе нет.
Бои под Горловкой идут уже месяц, артиллерия работает на крайне чувствительной территории, где сконцентрированы все мыслимые экологические «мины» Донбасса. Совсем рядом в Горловке под открытым небом хранится 300 тыс. тонн химических отходов Казенного завода (производил предположительно взрывчатку), рядом в Никитовке закрытый ртутный комбинат с рудником. А напротив Горловки — город Торецк (переименованный в ходе украинской декоммунизации Дзержинск), в состав которого входит поселок Новгородское, который до 1951 года назывался Нью-Йорк (здесь было поселение немцев). Там и находится злополучная дамба хранилища отходов.
В бывшем Нью-Йорке 17 тысяч жителей, работают они на местном фенольном заводе, который работает всю войну и в 2016 году, например, произвел 3600 тонн фенола и 27 000 тонн нафталина. И хранилище при заводе — самая настоящая «грязная бомба». Куда могут пойти отходы в случае повреждения дамбы?
«МК» смог поговорить с уникальным специалистом — украинским ученым-гидрогеологом, доктором наук Евгением Яковлевым. Он возглавлял группу, которая изучала и изучает состояние водных источников Донбасса вдоль линии фронта.
«Вы меня отвлекаете! — сразу заявил Яковлев. — Я сейчас веду сбор информации о ситуации с подъемом воды как раз в той местности — на ртутном руднике в Никитовке, закрытом ядерном объекте Кливаж под Енакиевом и других шахтах. На объекте «Кливаж» (шахта Южных коммунаров, где в 1979 году был проведен экспериментальный ядерный взрыв. — «МК») подъем воды происходит темпами, в пять-шесть раз превосходящими обычные, там соседние две шахты тоже закрыты под затопление, отсюда и такой неконтролируемый подъем воды. В Никитовке, вроде, вода сильно не поднялась, уровень держится, но это надо проверять инструментально!»
Никитовская ртутная шахта 2-бис находится под руслом канала Северский Донецк—Донбасс, который питает питьевой водой все местные города — от Горловки и Донецка до Мариуполя. Если русло провалится, да еще и в ртутную шахту…
«В Новгородском мы были пару лет назад, — продолжает Евгений Яковлев. — Вид у дамбы этого хранилища отходов был, прямо скажем, не ахти. Хранилище, правда, не полностью заполнено, и содержимое довольно вязкое, но тем не менее ожидать греха можно. Особенно в случае переполнения из-за дождей или талого снега, но это все же не нынешний случай. В случае прорыва дамбы содержимое пойдет в основном в речку Кальмиус, это большей частью контролируемые Украиной территории, мимо Докучаевска в Азовское море. Там, конечно, достанется всем!»
Сейчас вопрос ремонта дамбы хранилища отходов уперся в политику. Украина требует предоставить режим тишины для ремонта. Властями ДНР еще в марте 2017 года была создана Совместная инспекция по мониторингу и контролю состояния безопасности предприятий и объектов, находящихся на территории, подконтрольной Украине, и они требуют допуска своих специалистов на особо опасные объекты Донбасса. Украина же в принципе отвергает возможность любых прямых контактов с представителями властей самопровозглашенных республик, даже по экологическим вопросам. Нашла коса на камень.
Бои в районе Горловки продолжаются.