В КНР это означает толпы радостных китайцев на улицах, торжественную церемонию на площади Тяньаньмэнь и трансляцию каждого шага почетного гостя по Центральному телевидению Китая.
Все высшее руководство Поднебесной специально для этого визита на один день переехало в Дом народных собраний, стоящий напротив главной святыни - мавзолея Мао Цзэдуна. В обычное время это огромное здание, построенное к 10-летней годовщине основания КНР, открыто для любопытных туристов. За 30 юаней они могут побывать в самом большом в мире зале заседаний, вмещающем 10 тыс человек, а также в гигантской столовой, рассчитанной на 5 тыс гостей.
Нынешняя верхушка Китая народным "домом" пользуется только в редких случаях, предпочитая более компактные и современные госрезиденции. Раз в год здесь проходит собрание народных представителей (аналог нашего парламента), каждые пять лет - съезд Коммунистической партии Китая (КПК), кроме того, здание используется для официальных приемов, похоронных церемоний и важных международных переговоров.
Программу визита Владимира Путина составляли китайцы, а у них все по правилам: прежде чем повстречаться со "старшим братом", нужно поприветствовать "младших". Однако к самому младшему брату - главе парламента Ли Чжаньшу - президент опоздал. Чтобы встроиться в график, пришлось сразу отправляться ко второму человеку в стране - премьеру Госсовета Ли Кэцяну.
Хотя с "китайским Медведевым" Путин последний раз встречался всего полгода назад, за это время все-таки успело произойти кое-что новое: оба переизбрались на свои посты, а товарооброт между двумя странами снова вырос - по итогам января-марта на 31%. Если динамика сохранится, то к концу года есть шанс довести объем взаимной торговли до $ 100 млрд.
"Мы набираем хороший темп, что не может не радовать, ищем новые сферы взаимодействия", - подбодрил Ли Кэцяна ВВП. К числу перспективных в Москве относят страхование, финансовые услуги, транспорт и даже нетрадиционную медицину, методы которой могли бы помочь россиянам доживать до 78 лет и тем самым выполнить одну из главных задач нового "майского указа" президента.
Кроме того, Россия и Китай намерены развивать сотрудничество в области энергетики: китайцев приглашают к участию в новом газовом проекте в Арктике, а Росатом построит два энергоблока Тяньванской АЭС и демонстрационный реактор на быстрых нейронах.
Теоретически после переговоров с Ли Кэцяном Владимиру Путину надо было просто спуститься на первый этаж - в зал "Фуцзянь", где была запланирована его встреча с руководителем КНР. Но китайцы не ищут легких путей.
Президенту пришлось выйти из Дома народных собраний, сесть в лимузин и подъехать к зданию с другой стороны, где на кромке длиннющей ковровой дорожки его уже поджидал председатель Си.
Торжественная церемония была пышной и громкой (в честь лидера РФ даже палили пушки), но сердечностью не отличалась. По крайней мере, ни на оркестр, исполнивший "Катюшу", ни на детей, скакавших в экстазе (трудно сказать от радости или от томительного ожидания), лидеры, поглощенные беседой друг с другом, никакого внимания не обращали.
Еще до поездки в Китай ВВП расписал свои отношения с Си Цзиньпином в самых радужных тонах: он и замечательный партнер, и мудрый политик, и душевный человек, с которым даже рюмку водки за собственный день рождения не грех выпить.
Политологи отмечают, что у Си и Путина, действительно, много общего - это и расширение государственного контроля, и борьба за величие страны, и продвижение своего понимания международного порядка. После того, как китайцы убрали из своей конституции фразу о том, что председатель КПК может занимать должность не более двух пятилетних сроков подряд, аналогичные подозрения возникли и на счет России. На днях австрийский журналист Арман Вольф прямо спросил у Путина о возможности проведения референдума, который сделает его "пожизненным президентом, как Си Цзиньпин". Примечательно, что ВВП уклонился от прямого ответа, заметив, что не комментирует спекуляции.
После переговоров, продолжавшихся, по правде говоря, совсем недолго - чуть менее часа - лидеры вышли к прессе, чтобы в очередной раз подтвердить: ближе друг друга у них никого нет.
"Отношения России и Китая носят стратегический характер и основаны на принципах равноправия, добрососедства и доверия. Такого формата взаимодействия у нас нет ни с одной другой страной", - подчеркнул Владимир Путин, особо отметив готовность российских ученых поделиться с КНР "чувствительными и уникальными" разработками.
"Начиная с 2000 года президент Путин 19 раз приезжал в Китай с визитом или участием в международных мероприятиях. Среди глав мировых держав он самый известный и уважаемый в Китае", - так Си Цзиньпин мотивировал решение китайского руководства наградить российского гостя "Орденом Дружбы". Эта награда "за выдающиеся заслуги, способствующие социалистической модернизации Китая" была учреждена совсем недавно, и Владимиру Путину посчастливилось стать ее первым кавалером.
Внешне орден напоминает европейские исторические регалии, состоящие из золотой цепи и нагрудного знака: в коммунистическом Китае подобной роскоши никогда не было, но Си Цзиньпин в 2016 году смело пересмотрел всю наградную систему страны. "Это знак особого внимания и уважения, в основе которого лежат наши взаимные интересы и, конечно, наши с вами дружеские личные отношения", - с благодарностью откликнулся ВВП.
Впрочем, времени на долгий обмен любезностями у лидеров не было: председатель Си решил доказать, что главы России и Китая готовы общаться не только за столом переговоров, пригласив гостя в неформальную поездку в город Тяньцзинь, находящийся в 100 км от Пекина.
Вояж "без галстуков" позволял лидеру КНР похвастаться новым высокоскоростным поездом "Хэсе", способным развивать скорость более 300 км/ч (именно такие составы должны курсировать по ВСМ "Москва-Пекин", если она, конечно, когда-нибудь будет построена), а также хоккейной ареной, воздвигнутой к зимней Олимпиаде 2022 года. Журналистов в поездку не взяли, а по данным пресс-службы Кремля, в дороге лидеры "продолжили обсуждение двусторонних отношений".
Как сообщили источники в российской делегации, чтобы утереть нос Дональду Трампу, Путин и Си пытаются договорится о новом масштабном торговом соглашении между двумя странами, которое затмит другие международные экономические союзы. Уже известно его название - Евразийское экономическое партнерство, но нет конкретных механизмов и параметров. Самый сложный вопрос - либерализация торгового законодательства РФ: даже со своими ближайшими союзниками по ЕАЭС Владимир Путин не может договориться об этом уже более 4 лет.