Недавно я прочитал книгу известного американского журналиста Криса Уипла «Привратники: как руководители аппарата Белого дома определили судьбу каждого президентства». Перелопатив кучу исторического материала и встретившись с огромным количеством отставных и действующих политических фигур, Уипл пришел к выводу: успех или провал каждого современного американского президентства напрямую зависел не только от личных качеств главы государства, но и от степени компетентности руководителя его аппарата.
В современной России подобная зависимость может быть несколько менее высокой. В каком-то смысле Путин — это не только президент, но еще и свой собственный министр иностранных дел и руководитель своего собственного аппарата.
Но если говорить о роли кремлевской администрации в нашей политической системе, то она воистину огромна. Если подразумевать под термином «правительство» реальный нервный центр российской государственности, то настоящее «правительство России» находится вовсе не в Белом Доме.
Реальное «правительство России» квартирует отчасти в Кремле и отчасти в бывшем комплексе зданий ЦК КПСС на Старой площади. Не удивительно поэтому, что отсутствие указов о новом составе руководства администрации держит в состоянии нервного напряжения политических игроков не только в Москве, но и почти во всех без исключения российских регионах.
Конечно, степень этого «нервного напряжения» нельзя переоценивать. Как мне дали понять в окружении Путина, революционных изменений в составе высшего руководства аппарата ВВП не ожидается. Тройка главных руководителей кремлевской администрации — глава АП Антон Вайно и его первые заместители Алексей Громов и Сергей Кириенко — продолжат свою работу в составе « правящего триумвирата». Но я все равно с нетерпением жду обнародования указов о новых (или не совсем новых) кремлевских назначенцах. Даже «не революционные» изменения в верхушке АП могут оказать пусть не прямое, но все равно очень важное влияние на жизнь страны.
Особенно меня в этом плане интересует пост помощника президента по международным делам и пост помощника ВВП, курирующего помимо всего прочего «мятежные народные республики» Донбасса. Обладателем первой должности в данный момент является Юрий Ушаков - опытный дипломат, достигший, однако, возраста, в котором уже полагается уходить с государственной службы. Обладателю второй должности Владиславу Суркову до пенсии, напротив, далеко. Но, как признают все или почти все, ситуация в Донбассе зашла в глухой тупик.
Если на двух указанных выше должностях появятся новые люди люди, это, естественно, не является гарантией каких-либо прорывных изменений к лучшему в этих сферах. Но вот что кажется мне очевидным: возможности внутреннего развития России сейчас напрямую зависят от разгребания той груды проблем и конфликтов, которые скопились в области нашей внешней политики. А это, в свою очередь, невозможно без какого-либо прогресса в Донбассе. В результате мы имеем ситуацию тупика и бесконечного хождения по кругу.
Все написанное выше ни в коем случае нельзя воспринимать как претензии или даже упреки в адрес Юрия Ушакова или Владислава Суркова. Если кому-то и стоит предъявлять претензии, то их, на мой взгляд, следует адресовать гораздо более высокопоставленной персоне — самому Владимиру Путину.
Моя мысль в другом: нам остро нужны свежие идеи по поводу Донбасса и по поводу нашей внешней политики в целом. Если ВВП назначит новых людей на соответствующие должности в своей администрации, это будет важным сигналом. Если же новых людей на этих должностях не появится, это тоже будет не менее важным сигналом — только немного о другом.
Ну а пока давайте наберемся терпения, уважаемые дамы и господа! В следующий четверг пройдет ровно месяц со дня инаугурации ВВП. Если и к тому времени назначений в президентской администрации не будет, это станет своеобразным рекордом — или, вернее, антирекордом. Как человек с хорошо развитым любопытством очень надеюсь, что этого не произойдет. Ау, Владимир Владимирович! Ну назначьте вы поскорее хоть кого-нибудь! С «анархией» в Кремле пора кончать!