Планируется, что модернизированный Ил-20 будет передан Минобороны летом. Сейчас он заканчивает этап специальных летных испытаний. В ходе тестовых полетов самолет должен подтвердить заявленные характеристики. До этого Ил-20, выпущенный более 40 лет назад, прошел ремонт на авиаремонтном заводе. Восстановительный ремонт с глубокой модернизацией подарил летающему ветерану еще 10–15 лет активной жизни. Затем самолет спецназначения поступил на производственную площадку Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева. На этом предприятии производится монтаж нового секретного оборудования, в том числе радиотехнического комплекса. Все эти работы завершены.
Первые два таких самолета переданы ВКС России в 2017 году. Завод ведет модернизацию других спецсамолетов семейства «Ил-20», в том числе воздушных командных пунктов. Обсуждаются параметры заказа на модернизацию следующей партии самолетов специального назначения. Экспериментальный машиностроительный завод включает в себя конструкторское бюро, опытное производство и летно-испытательный комплекс. На предприятии в разные годы были созданы многочисленные образцы авиационной, авиакосмической, аэростатической и десантируемой техники.
Самолет Ил-20 (по классификации НАТО — Coot, «Лысуха») предназначен для комплексной радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Он создан на базе пассажирского турбовинтового самолета Ил-18 в конце 60-х годов. Глубокая модернизация Ил-20 на новом технологическом уровне началась в 2009 году. Главная задача модернизированного самолета — «ослеплять» средства радиолокационной разведки противника. Попутно самолет ведет разведку, засекая все радиопереговоры и пеленгуя работу радиотехнических средств над огромной территорией.
Всю полученную разведывательную информацию самолет способен передавать в онлайн-режиме на командные пункты, наводя на цели мощнейшие ракетные и авиационные системы. Благодаря хорошим аэродинамическим свойствам и усовершенствованным двигателям самолет может находиться в воздухе без посадки до 12 часов.
Спецсамолет Ил-20 еще послужит. Хотя, конечно, ветерану не помешала бы достойная замена. Ведь не разучились же наши КБ конструировать летательные аппараты такого класса, но только построенные с использованием новых материалов и двигателей. Остается надеяться, что в планах военного ведомства заказать промышленности разработку современных экономичных авиационных носителей, способных подолгу патрулировать нужные районы и решать важнейшие задачи в интересах авиации и наземных войск.