"Работодатели должны россиянам миллиард": Чайка привел шокирующие цифры

В СКР выступили за уголовное преследование не только юридических, но и фактических руководителей предприятий-должников

Более 5 тысяч нарушений, связанных с проверкой сообщений и расследованием дел о невыплатах зарплаты, допустил в 2017 году Следственный комитет РФ. В результате задолженность работодателей перед своими сотрудниками в сумме более 1 млрд рублей так и не была возмещена. Об этом на координационном совещании в Генпрокуратуре рассказал глава надзорного ведомства Юрий Чайка. В СКР с критикой отчасти согласились, но заявили, что в работе с такими делами существуют серьезные проблемы, которые можно решить лишь сообща — устранив организационные и законодательные пробелы.

В СКР выступили за уголовное преследование не только юридических, но и фактических руководителей предприятий-должников

Основная часть нарушений — 2,5 тысячи, по словам Юрия Чайки, были допущены еще на стадии регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Также вскрыты факты, когда обращения граждан незаконно по нескольку раз пересылались из одного района в другой без какой-либо проверки.

— Нередко доследственная проверка и предварительное следствие проводятся неполно. Не истребуется информация из налоговых органов, Росфинмониторинга, не во всех случаях проверяется версия об умышленном выводе активов. Повсеместно при расследовании дел о невыплатах заработной платы допускается волокита. В прошлом году это повлекло освобождение от уголовной ответственности более 100 недобросовестных работодателей за истечением срока давности уголовного преследования, — рассказал Чайка.

Одной из острых проблем генпрокурор назвал невыплату зарплат на предприятиях, находящихся на разных стадиях банкротства (60% от общего объема долгов по зарплате). Такие задолженности не выплачиваются длительное время, а сотрудники в своих заявлениях указывают на то, что их руководители намеренно обанкротили бизнес и отчуждают ликвидные активы.

— В таких условиях правоохранительные органы действуют недостаточно эффективно: за 2017 год все органы расследования направили в суды дела в отношении всего 30 таких лиц, — сообщил генпрокурор.

Начальник главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко напомнил, что дела о невыплатах зарплат расследуются только в СКР, поэтому нарушения стали возможны из-за недостаточного ведомственного контроля. Главной проблемой Максименко назвал незаконный отказ в возбуждении уголовного дела. Так, проверка заявлений о невыплатах зарплаты на одном из предприятий Новосибирской области проводилась более трех лет, в возбуждении уголовного дела было отказано более 20 раз.

Ответ за свое ведомство держал начальник Главного управления процессуального контроля СКР Григорий Житенев. Несмотря на прозвучавшую критику, он считает, что результативность следствия повысилась.

— По итогам первого квартала 2018 года количество возбужденных уголовных дел увеличилось на 27%, расследовано и направлено в суд дел в два раза больше, и количество возвращенных дел прокурору относительно невысоко — всего 4%, — обосновал свою оценку деятельности следователей Житенев.

Он пояснил, что уголовных дел было прекращено больше, поскольку больше было возбуждено. По его мнению, нельзя отождествлять факт прекращения дела с незаконностью его возбуждения: «Инициирование уголовного преследования в подавляющем большинстве случаев являлось законным и предпринималось для установления всех обстоятельств преступления». И самое главное — по прекращенным в 2017 году делам был возмещено работникам 917 млн рублей.

— Таким образом, возбуждение уголовного дела не должно рассматриваться как напрасное процессуальное решение, если оно впоследствии было прекращено, — резюмировал Житенев.

Впрочем, по его словам, возбуждением уголовного дела не решить вопрос выплаты зарплаты — необходимо тщательное расследование. А здесь имеются серьезные проблемы, которые в одиночку следствие не решит.

Во-первых, как считают в СКР, необходимо разрешить уголовное преследование не только юридических, но и фактических руководителей предприятий-должников. Во-вторых, нужно освободить от уголовной ответственности руководителей в случае погашения ими задолженности. В‑третьих, ввести нормы, позволяющие взыскивать из чужого владения незаконно выведенные предприятием-должником средства для погашения задолженности по зарплатам. И внести изменения в закон «О банковской деятельности», позволяющие следователям запрашивать справки по расчетным счетам предприятий-должников и аффилированных с ними организаций.

Представителям прокуратуры было предложено сопровождать такие дела с самого начала.

— В некоторых субъектах материалы трудовых инспекций поступают сначала прокурору, а потом направляются в следственные органы. Тут ряд преимуществ: во-первых, прокурорские сотрудники на стадии надзора могут более грамотно оценить правовую ситуацию и сформировать надлежащий материал, а также оценить необходимость уголовного преследования. Это необходимо и для более продуктивного взаимодействия органов прокуратуры и следствия, — пояснил Житенев.

Руководитель СКР Александр Бастрыкин посетовал, что при разговоре не присутствуют представители бизнес-сообщества, и заочно попенял бизнес-омбудсмену Борису Титову за «популистские» заявления в Лондоне о большом количестве уголовных дел по фактам невыплаты зарплат.

— А что нам остается делать, как нам реагировать, когда такое количество обращений? — задал риторический вопрос Бастрыкин.

И от себя пополнил список существующих у следствия проблем:

— По тем делам, которые мы расследуем, о невыплатах зарплат мы сталкиваемся и с выводами активов за рубеж. Они (собственники предприятий. — «МК») даже сильно это не скрывают. Нам противодействуют очень многие структуры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27694 от 31 мая 2018

Заголовок в газете: Следователям попеняли на зарплаты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру