После того как Владимир Путин объявил о разводе, большинство мировых лидеров стали приезжать в Россию в одиночестве: видимо, чтобы не ставить его в неловкое положение. Ведь по правилам этикета супругу необходимо развлекать, и обычно это делает жена главы государства. Однако в этом году все изменилось. Вторую половину привез с собой не только президент Франции, но и японский премьер Синдзо Абэ. В мире Акиэ Абэ не так популярна, как Брижит Макрон, что не мешает японцам искренне гордиться своей первой леди — она красива, умна, отличается либеральными взглядами и независимым характером. «Потрясающая женщина, но не знает по-английски даже слова «привет». Два часа прошли в полнейшем молчании, и это было неловко», — в сердцах прокомментировал Дональд Трамп, сидевший рядом с Акиэ за ужином на саммите G20. Американскому президенту было невдомек, что жена японского премьера прекрасно владеет английским языком. Просто не захотела это обнаруживать, поскольку, в отличие от мужа, не одобряет его политические взгляды и развязную манеру поведения.
Однако к Владимиру Путину г-жа Абэ аналогичных претензий, похоже, не имеет. В ходе нынешнего визита они встречались дважды (в Петербурге на гала-ужине «Звезды белых ночей» и в Москве в Большом театре, где в субботу открылся перекрестный Год России и Японии), и в обоих случаях прекрасно общались — правда, с помощью переводчика. При первой встрече президент подарил гостье букет цветов — точно такой же, как ранее от него получили Ангела Меркель и Брижит Макрон.
Кроме жены, Синдзо Абэ привез с собой большую группу японских бизнесменов.
И те из них, кто оказались в России впервые, наверняка были в шоке из-за многочисленных отступлений от графика. Круглый стол «Россия–Япония» в рамках форума ПМЭФ через два часа после начала стал походить на комедийное шоу: темы для обсуждения иссякли, но расходиться было категорически нельзя, так как ожидалось участие Путина и Абэ, задержавшихся на другом мероприятии. Оставалось сидеть, вымученно шутить и смеяться. Глава Минэка Максим Орешкин, стараясь спасти положение, выступил с самой бессмысленной речью в карьере — рассказал участникам о своих поездках в Осаку и о том, как прекрасны Москва и Санкт-Петербург. Но больше вспомнить ничего важного о сотрудничестве России и Японии не смог и ретировался с трибуны под смех зала и свой собственный — впрочем, японцы улыбались явно из вежливости.
Наконец, когда к обсуждению присоединились Владимир Путин и Синздо Абэ, выяснилось, что проблемные вопросы все-таки имеются. В частности, японские бизнесмены хотели бы получить больше преференций и гарантий для своих инвестиций в российскую экономику. В первую очередь их беспокоят риски, которые из-за санкций могут возникнуть при проведении валютных расчетов. «Давайте будем рассчитываться в рублях — мы «за», — предложил неожиданное решение российский президент. — Рубль, по сути, уже полностью конвертируемая валюта. А препятствия, которые создают американцы при расчетах в долларах, — это большая ошибка, поскольку они подрывают доверие к единственной резервной мировой валюте».
Что касается льгот и преференций, то тут Путин японцам ничего не обещал, приведя в пример Китай и Германию. Они работают с Россией в тех же условиях, но их показатели гораздо выше. «Товарооборот с Японией у нас всего $18 млрд, а объем японских прямых инвестиций $2 млрд. Все это может быть многократно увеличено», — считает Путин. Абэ оправдывался: раньше взаимную торговлю искусственно сдерживало отсутствие мирного договора, но теперь Токио решил закрыть на это глаза. Оба лидера подтвердили готовность развивать совместную хозяйственную деятельность на Курилах: во второй половине 2018 года на спорные острова отправится очередная японская бизнес-миссия. Пока в списке направлений для реализации совместных проектов значатся аквакультура, тепличное хозяйство, переработке отходов, туризм и ветроэнергетика. Кроме того, японцы хотят активно участвовать в благоустройстве дальневосточных городов (уже разработали мастер-план Владивостока и проект нового морвокзала), телемедицине, фармацевтике, инвестировать в нефтянку и трубопроводы. «Цветы нашего сотрудничества распускаются один за другим», — в свойственной ему восторженной манере заявил японский премьер.
Политические вопросы Владимир Путин и Синдзо Абэ обсуждали уже в Москве, и тут конкретики оказалось еще меньше — настолько, что вместо обещанной журналистам пресс-конференции пришлось ограничиться заявлениями. Их смысл сводился к тому, что поиск взаимоприемлемых решений по мирному договору продолжается. Эти решения, уточнил российский президент, должны быть приняты народами и отвечать стратегическим интересам обеих стран (а с учетом союзнических отношений Токио и Вашингтона это действительно непросто). Абэ по-прежнему верит, что на подписание мирного договора Россию и Японию выведет совместная деятельность на Курильских островах и мечтает, что это случится «еще в нашем с Владимиром поколении». «Это и есть главная задача нашего плана», — подчеркнул японский премьер.