За год до президентских выборов рейтинг украинского первого лица стремится к статистической погрешности. Судя по последним социологическим опросам, он проигрывает практически всем своим основным конкурентам — от Юлии Тимошенко до львовского мэра Андрея Садового. И сделать что-либо в этой ситуации довольно сложно. Кроме одного — снова начать войну, которая все спишет. Как известно, в период военного положения выборы можно не проводить, отложив их на неопределенный срок. И можно, заручившись поддержкой Вашингтона, устроить накануне открытия ЧМ новый военный конфликт и обвинить в нем Россию. Порошенко прекрасно понимает: кастинг на роль президента Украины в Вашингтоне идет уже давно и он в нем участия не принимает. Поставленная полтора года назад задача понравиться Трампу успешно провалена. Остается заниматься единственно возможным — интуитивным угадыванием желаний США.
Набиравшая обороты антироссийская истерия этого года в Европе сошла на нет. Она не помогла добиться нужного эффекта — запугать Россию. Намеченная цель — сделать российские элиты «токсичными», а контакты с ними опасными в глазах западного сообщества — не достигнута. А тут еще и чемпионат мира в Москве открывается. Самое время истерию продолжить.
Сценарии обострения ситуации на Донбассе многочисленны: от регулярных беспокоящих обстрелов и атак в «серой зоне», непосредственно примыкающей к Донецку, до попытки полномасштабного наступления с целью окружить и отрезать донецкую городскую агломерацию от любой помощи извне. Предпочтительнее, конечно, последний вариант — в этом случае у Киева будет шанс вынудить Россию пойти на открытую помощь жителям Донбасса. Но он же наиболее сложный. Дело в том, что за прошедшие с начала гражданского конфликта на Украине годы армии народных республик смогли довольно неплохо вооружиться (преимущественно украинским оружием), а с учетом уже четвертого года прифронтовой жизни навыки воевать они точно не растеряли. Так что даже без серьезной помощи извне ВС ДНР и ЛНР способны не допустить критических прорывов украинских сил. Хотя, если начнется настоящая война по всему фронту, без России, конечно, Донбасс не справится.
Основной вопрос в этой связи — каких объемов и форматов может быть «северный ветер-2018»? Напомню, именно так называли неофициальную российскую помощь восставшему Донбассу во время «русской весны» 2014-го. Тут мы подходим к главному: конечно, Москва не оставит Донбасс без поддержки в любом случае, но время накануне и в период проведения крупных международных спортивных мероприятий самое плохое для этого. Можно вспомнить, как за день до закрытия Олимпиады в Сочи на Украине произошел государственный переворот, а озвученный Януковичем, пока он еще был в Харькове, призыв к Путину ввести войска для наведения порядка так и остался без ответа. Так же как и агрессия Саакашвили против Южной Осетии состоялась именно в день открытия Олимпийских игр в Пекине, в отсутствие Путина и Медведева, на что и был сделан расчет. Согласитесь, сложно воевать под спортивные фанфары, не говоря о том, что еще со времен Древней Греции на период олимпийских состязаний приостанавливались все войны. Вашингтонские режиссеры конфликтов специально провоцируют Россию на нарушение негласных правил, чтобы потом с яростью нас же в этом и обвинить. Курт Волкер, очевидно, действует именно так. Разговор с ним бесполезен настолько же, насколько бессмысленно приручать крокодила. Именно при его посредничестве Киев получил первую партию американских противотанковых «Джавелинов». Именно он, осуществляя «челночную дипломатию», особое внимание уделил общению с представителями «Оппозиционного блока» — Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко (вероятным кандидатом в президенты). Ведь после вожделенной Киевом попытки повторения на Донбассе хорватской операции «Буря» августа 1995 года по зачистке сербского населения в Сербской Краине местному русскому населению нужно будет срочно предлагать альтернативу. Отдельные украинские политики даже проводят масштабные конференции в Загребе, желая перенять хорватский опыт. Но забывают об одном — если бы не позиция Белграда и тогдашнего югославского лидера Слободана Милошевича, никакой успешной зачистки сербов в Хорватии бы не случилось. А Путин не Милошевич, он не пойдет на такие жертвы и репутационные потери.
Арест на этом фоне главного редактора российского информагентства РИА «Новости Украина» Кирилла Вышинского в Киеве сотрудниками СБУ является открытым актом войны с представителями государственных институтов РФ на Украине. Поднявшаяся в России волна возмущения коллег-журналистов, конечно, вполне обоснованна. Но остается за кадром вопрос: а вы что еще ожидали от страны, которая нас официально объявила «агрессором»? Остается одно — работать под европейским прикрытием, если это получается. Уже давно весь российский бизнес, любое российское участие (частное или государственное, уже не столь важно) на Украине находятся в зоне огромных рисков. В любой момент может быть национализирована сеть крупнейшего (до его закрытия в 2017-м) украинского банка — «дочки» российского Сбербанка, который никак не найдет покупателя на это имущество. Отвечать на подобные акты экономического и медиатерроризма можно только методами Израиля — за одного еврея десять арабов. Но принцип симметрии у нас работает почему-то только у дипломатов и военных. Московский корреспондент украинского информагентства УНИАН Роман Цимбалюк спокойно ходит по пресс-конференциям Путина и задает ему хамские вопросы. Хотя мог бы быть уже подготовлен к обмену на нашего соотечественника Кирилла Вышинского.
Это говорит только об одном: как никогда прежде мы близки к состоянию, наиболее точно определенному Захаром Прилепиным в названии его последней книги «Все, что должно разрешиться». Все разрешится совсем скоро. Возможно, сразу после финала Лиги чемпионов в Киеве 26 мая. Война вместо спорта. Осталось чуть-чуть подождать.