Депутаты фракции «EP» Алена Аршинова, Дмитрий Вяткин и Александр Грибов внесли на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за злоупотребление правом на проведение публичного мероприятия.
Единороссы предлагают штрафовать за подачу уведомления о массовом мероприятии без цели его проведения. Штрафы будут предусмотрены и в тех случаях, когда организаторы акции не соблюдают требование уведомить власти об отказе проводить акцию в положенный срок. Обычных граждан предлагают наказывать штрафами в пределах 5–25 тысяч рублей, должностных лиц — 10–30 тысяч рублей, юридических — до 100 тысяч рублей. Сами авторы законопроекта в пояснительной записке ссылаются на случай, когда жители Санкт-Петербурга подали целых 660 заявок на митинг в одном и том же месте. Все мероприятия оказались согласованы, но проведены не были, и полиция «была вынуждена охранять это место целых 11 часов подряд».
«Этот закон противоречит Конституции РФ, где прописано право на свободу собраний, — отмечает юрист Вадим Николаев. — Это одно из политических конституционных прав, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия для выражения своей поддержки политики властей или протеста против нее с целью сделать свою позицию известной всему обществу. Но что значит злоупотребление этим правом и, главное, где критерии для определения того, злоупотребили им или нет? В данном случае я вижу все основания оспаривать этот закон в Конституционном суде в случае его принятия».
Акция, на которую ссылаются депутаты, проходила в декабре 2017 года по инициативе петербургских сторонников оппозиционера Алексея Навального. Но «вирусной» она не стала, оппозиционеры ограничились одним Петербургом и забыли о таком формате «троллинга» властей. Впрочем, даже если бы подобное повторялось, для предотвращения нецелевого использования стражей порядка вовсе не нужно принимать целый новый закон, меняющий Административный кодекс РФ. Для этого у нас уже существует ограничение — любые массовые акции необходимо заблаговременно согласовывать с властями. А они, в свою очередь, в согласовании могут отказать, сославшись на убедительные причины, в том числе невозможность провести 660 мероприятий по минуте каждое, что вполне логично.
Против кого тогда может быть направлен предложенный закон? В первую очередь против различных оппозиционных движений и того же Алексея Навального. Как известно, власти часто отказывают заявителям в проведении акций, поэтому они отправляют сразу несколько заявок на разные площадки для подстраховки.
«Иногда приходится заявлять сразу несколько площадок, — говорит гражданский активист, член движения «Немцов мост» Максим Гончаров, который являлся одним из заявителей оппозиционных митингов. — Это происходит и при подготовке общегражданских митингов, и с акциями, которые мы проводим вместе с «Яблоком» или ПАРНАС. Такая мера необходима, иначе переговоры с властями могут затянуться — и подготовка займет слишком много времени. Но если сроки отказа от площадки будут ограничены, мы можем просто не успеть сделать это, в выходные и праздники госорганы не работают, уведомления иногда задерживаются и так далее».
Сроки, в которые нужно определиться с проведением акции, в случае принятия закона будут устанавливать местные власти, но никаких рамок депутаты им не предлагают, поэтому в их праве предусмотреть пусть даже самый жесткий вариант.
Впрочем, «отрикошетить» закон может и в саму «Единую Россию». Например, в ходе президентской кампании Навального члены его штаба часто жаловались, что все городские площадки заняты единороссами, но на деле никаких массовых акций они не устраивают.