Михаил ВИНОГРАДОВ, политолог, президент фонда «Петербургская политика»:
– Согласен, ожидания на то, что повестка четвертого срока Владимира Путина будет кардинально отличаться от предыдущего или даже в чем-то его опровергать, пока не оправдывается. По-видимому, власть не считает, что ситуация в экономике является критически значимой. Руководство страны не готово к перезагрузке собственного курса и концентрации на внутренних проблемах.
– Если нам не стоит ждать в ближайшее время каких-то прорывных реформ от правительства, то, может, нужно готовиться уже к мобилизационному сценарию экономики?
– Таким сценарием нас пугают тоже уже не один год. Однако реализуемость такой модели не очевидна. Не думаю, что население, элиты или бизнес согласны отдавать все свои сбережения на объявление кому-нибудь войны. Никто этого не хочет. Потому и такое настроение в верхах – ничего не менять ни в торону реформ, ни в сторону мобилизационной экономики.
– Возможно, новое старое правительство – своего рода агнец для заклания, который необходим для проведения непопулярной реформы по повышению пенсионного возраста? А когда закон будет принят кабинет уйдет в отставку. Ведь так уже было с правительством Сергея Кириенко, на долю которого выпал дефолт 1998 года.
– Пока большого драйва в проведении реформ премьер-министр не демонстрирует. Ведутся какие-то размытые разговоры, и не более того. Так что говорить про политическую ответственность нового правительства еще рано.
– На что тогда надеется власть – на то, что цены на нефть будут расти? Но поможет ли нам это, ведь санкции крепчают и инвестиции бегут из страны?
– У определенной части руководства страны есть надежды на то, что в конечном счете все будет хорошо. Да, они видят, что в обществе есть определенное недовольство, но они не рассматривают это давление как достигшее критической отметки, поэтому и не считают, что необходимо предпринимать какие-то кардинальные шаги в реформировании внутренней политики и экономики.
Иного мнения придерживается Леонид ПОЛЯКОВ, политолог, доктор философских наук:
– Думаю, что назначения в новом правительстве вполне оправданы. Президент говорил о необходимости прорыва во всех областях и сферах нашей жизни, а не только в экономике. Времени на раскачку нет, начинать работать нужно прямо сразу же. Это возможно только с командой единомышленников и профессионалов самого высокого класса. С людьми, которые полностью разделяют стратегию президента, объявленную Владимиром Путиным в его обращении к Федеральному собранию. Если говорить о таких персонах, как Сергей Шойгу и Сергей Лавров, про которых сегодня появились сообщения, что они останутся в правительстве, то, думаю, ни у кого нет сомнения, что эти люди достигли очень больших результатов на своих постах, работа их ведомств очень эффективна.
– Чем тогда мотивированы перестановки в правительстве. Например, новая должность Ольги Голодец или Виталия Мутко?
– Эта новая кровь, влитая в уровень вице-премьеров, на мой взгляд, была нужна, потому что правительство в принципе перепрофилируется с прежней структуры чисто отраслевой, где каждый отвечает за свой участок – и все, на структуру по реализации 13 национальных проектов, которые были заявлены в Указе президента от 7 мая.
Именно в рамках этой новой структуры задач и долгосрочной «стратегии прорыва» и были сделаны эти перестановки в правительстве. И Ольга Голодец, и Виталий Мутко хорошо себя зарекомендовали именно с точки зрения умения скоординированно работать с другими ведомствами.
– Допустим, Ольга Голодец действительно достигла позитивных результатов в социальной сфере. Но Виталий Мутко? Зачем его перебросили из спорта в строительство?
– Он хорошо себя зарекомендовал при строительстве олимпийских объектов в Сочи и позже при возведении стадионов к ЧМ-2018. Для руководства страны важно то, что ему можно доверить руководство большими инфраструктурными проектами. Думаю, что этот человек сейчас находится на своем месте.
– Можно ли говорить о том, что президент и премьер, выбирая кандидатуры для нового кабинета правительства, сделали ставку на технократов, а не на медийных лиц?
– Мне кажется, да. Президент всегда имел тенденцию собирать команду прагматиков и технократов, способных решать очень непростые задачи экономического подъема страны, в социальной сфере, и вообще модернизации всей России.