Накал страстей на конференции был обеспечен тем, что против действующего председателя московского реготделения Сергея Митрохина выступил молодой и амбициозный Максим Кац. Однажды его уже исключили из партии за попытку свержения Митрохина, но федеральное бюро это решение аннулировало, и вот Кац опять в «Яблоке». Его позиции значительно укрепились после того, как он успешно провел муниципальную кампанию и привел в партию солидное количество новых мундепов.
Во-первых, в партии появилось много его сторонников, которых Митрохин именует «кацистами», а во-вторых, наверху поняли, что Кац — человек полезный.
При этом Митрохина всецело поддерживают мундепы старшего поколения; можно спорить о его качествах руководителя, но он действительно способствует решению городских проблем, пусть это и нечасто удается: лично изучает жалобы, ездит по проблемным точкам.
Кульминацией противостояния Митрохина и Каца должна была стать региональная конференция, делегаты которой уполномочены выбирать нового председателя. Действительно, за час до ее начала офис «Яблока» заполнили, выражаясь митрохинскими словами, «кацисты». Они требовали переизбрать делегатов конференции, поскольку по уставу это необходимо делать раз в два года, и срок уже подошел. Казалось бы, сейчас стороны начнут препираться, и победит либо один, либо другой лагерь — тот, который на самом деле более влиятелен и лоббируется федеральным руководством. Я долго пыталась выяснить, кто из этих двоих ближе Явлинскому, но в ответ «яблочники» лишь пожимали плечами.
Все прояснилось уже в ходе конференции, и выяснила я следующее: в «Яблоке», судя по всему, действительно нет лоббизма, по крайней мере, в конкретном случае. Решение того, что же делать с Кацем, Митрохиным и их сторонниками, искали долго и все же нашли. На съезд реготделения приехали лично Явлинский и нынешний председатель партии Эмилия Слабунова.
Экс-кандидат в президенты от «Яблока» объяснил, что устраивать перевыборы делегатов сейчас, мягко говоря, несподручно. На носу мэрские выборы, а перед ними предстоят внутрипартийные праймериз, которые оказались процедурой сложной и затратной. Но новые выборы делегатов, по его словам, все же нужны, хоть такая необходимость и не прописана уставом. Дело в том, что с прошлых выборов прошло более двух лет, и состав партии наполовину поменялся, соответственно, у половины членов нет своих представителей в руководящем органе, уполномоченных выбирать председателя. В итоге на полгода он предложил ввести «временное правительство», председателем которого переизбрали Митрохина. Предварительно он дал обещание больше в председатели не выдвигаться. А чтобы новым членам не было обидно, Явлинский лично входит в совет реготделения и будет следить за тем, чтобы права «кацистов» не ущемляли. Справедливое решение? Вполне. И обусловлено оно исключительно интересами партии, а не чьими-то личными симпатиями. Только вот в чем проблема: как бы правильно ни было устроено все внутри самого «Яблока», от власти оно далеко примерно так же, как лев в зоопарке — от жаркой саванны.
Достижения у «Яблока», с одной стороны, есть, а с другой, все они, как яблочные муляжи на витринах магазинов, — не настоящие: Явлинский из раза в раз выдвигается в президенты и набирает минимальный процент, думские выборы проиграны, полномочия муниципальных депутатов ничтожны, на мэрских выборах при самом оптимистичном раскладе шансы на победу мизерны, из «Яблока» вышли многие яркие оппозиционные политики, например, Навальный, но об этом никто не помнит.
Да, пусть в «Яблоке» нет подковерных игр — точнее, если они и есть, то не имеют решающей роли. Нет кумовства и культа личности, даже несмотря на бессменное лидерство Явлинского. Хотите посмотреть, как выглядит демократия, — заходите на партийные конференции. Но все это неважно. Таких демократов можно сравнить с участниками реалити-шоу, сидящими за стеклом, пока за ними наблюдают зрители, потому что в настоящей политике они по-прежнему не принимают никакого участия.