По словам израильских военных, атаку на Голанские высоты осуществил иранский Корпус стражей исламской революции с территории Сирии. Было выпущено около 20 ракет, часть из которых перехватила израильская ПВО. Жители поселений на Голанских высотах спрятались в бомбоубежища, как только услышали сирены. Пострадавших в результате обстрела нет.
Утром в четверг школы в этих поселениях открылись и жизнь вошла в привычное русло. «Мы ведь не на границе Австралии и Новой Зеландии живем, — цитирует Reuters Алекса Гудиша, жителя Голанских высот, — Мы живем здесь, лицом к лицу с Сирией и Ливаном, и с этими реалиями мы справляемся вместе, при поддержке наших вооруженных сил».
Израиль в ответ нанес ракетные удары по сирийской радарной станции, силам ПВО и складу оружия, — сообщает сирийское агентство САНА. Хотя эта атака была довольно масштабной, она не стала первой подобной акцией Израиля. Ранее вооруженные силы страны неоднократно наносили удары по складам и военным объектам в Сирии, оправдывая это тем, что они принадлежали враждебной им группировке «Хезболла».
«Надеюсь, мы закончили эту главу и все поняли, что мы хотели сказать», — заявил по этому поводу министр обороны Израиля Авигдор Либерман. Официальный представитель ведомства Джонатан Конрикус уточнил, что ракетные удары были сосредоточены на вражеской инфраструктуре и имели целью по возможности избежать жертв.
Обострение ситуации произошло спустя день после решения Трампа вывести США из «ядерной сделки» с Ираном и наложить на него жесткие санкции. Вашингтон не был единственным гарантом соглашения 2015 года, по которому Тегеран отказался от обогащения урана в обмен на снятие санкций. Однако президент исламской республики Хасан Роухани заявил, что, хотя его страна не отказывается от «ядерной сделки», она тем не менее готова возобновить ядерную программу, если ее интересы не будут учтены в дальнейшем.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху тем временем посетил Москву с официальным визитом и провел переговоры с Владимиром Путиным. Обсуждался на них в то числе вопрос укрепления позиций Ирана в Сирии.
«Если обострение отношения между Ираном и Израилем и связано как-то с выходом США из «ядерной сделки», то опосредованно, — считает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков. — Противостояние проиранских сил, прежде всего «Хезболлы» и Израиля — это давняя история, и это только один из ее эпизодов, очередной инцидент в длинной цепочке инцидентов, не более того. Израилю выгодно сейчас раскручивание антииранской риторики, он старается ужесточить отношения Запада с Тегераном в рамках глобального противостояния с ним. Для этого используются все средства, в том числе и заявление о том, что Голанские высоты были обстреляны иранцами. Но подтверждения этому, кроме слов самих израильских источников, мы не видим».
Эксперт добавил, что также не стоит связывать визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву исключительно с последними событиями, его скорее можно назвать плановым. «Диалог с Израилем у России очень плотный, — уточнил Дмитрий Егорченков. — Количество контактов на высшем уровне в году чаще всего переваливает за пять. У наших стран очень широкая повестка дня: и двусторонние отношения, и экономические связи, и, безусловно, урегулирование вопросов Ближнего Востока, не только Сирии и Ирана, но и Палестины. Кроме того, у нас с Израилем есть серьезная общая повестка, которая не зависит от политической конъюнктуры. Это антифашизм и недопущение фальсификации итогов Второй мировой войны».
«Пока есть только факт обстрела и факт, что якобы это иранцы виноваты. — рассказал в комментарии «МК» кандидат исторических наук, член Европейского общества иранистов Владимир Юртаев. — Израиль ссылается на какие-то атаки, какие-то угрозы со стороны Ирана, но не приводит доказательств, ничего кроме «хайли лайкли». Мы имеем по сути второй раунд «дела Скрипалей» в том плане, что Нетаньяху, обратился к американцам с просьбой защитить Израиль от «ядерной угрозы» со стороны Тегерана. Так же и Тереза Мэй в свое время обратилась с просьбой защитить Великобританию от мифического вторжения российских агентов».
Эксперт считает, что Тегеран после того, как Трамп вывел США из «ядерной сделки», будет действовать осторожно. «Иран уже ясно дал понять, что не собирается выходить из ядерного соглашения, — отметил Юртаев. — Односторонний выход США из «ядерной сделки» не означает, что она дезавуируется полностью. Другие подписанты остаются в действующем режиме. А если это так, то не меняется и результат «ядерной дипломатии» Ирана — то, что страна вышла из международной изоляции. И Тегеран, конечно, ни за что в жизни не откажется от этого достижения, которого он добивался почти 40 лет».
Читайте материал: Ракетный удар Израиля по Сирии: будет ли глобальный конфликт