Утром 17 апреля Ереван оказался полностью парализован. Противники выдвижения экс-президента Армении Сержа Саргсяна в премьер-министры парламентской республики перекрыли все главные транспортные артерии города либо своими телами, либо баррикадами из мусорных баков и других подручных материалов. Восставшие против воли правящей элиты окружили здания мэрии, Главного управления внутренней безопасности и оперативного розыска, Министерства финансов Армении, Центробанка, Генпрокуратуры, МИД и Комитета государственных доходов. Правда, попасть внутрь зданий им не удалось, так как двери были закрыты.
При этом оппозиция не смогла подобраться к парламенту. Туда с раннего утра подтянули несколько сотен полицейских, усиленных броневиками и другой спецтехникой. Депутаты, которым предстояло принять историческое решение, прокрались в здание под покровом ночи и в назначенный час проголосовали за стержень своей политической системы. В итоге, Саргсян стал премьером.
Впрочем, лидер вышедших на улицу радикалов Никол Пашинян заявил, что премьер и верные ему депутаты могут оставаться в своем парламенте сколько угодно, все равно они больше не будут править страной. По его словам, в третьей республике началась «бархатная революция».
Несмотря на это, к Пашиняну так и не присоединились его союзники по блоку «Елк». Более того, вечером 16 апреля лидеры «Светлой Армении» Эдмон Марукян и «Республики» Арам Саркисян, которые вместе с «Гражданским договором» Пашиняна в конце 2016 года создали блок, пришли в лагерь протестующих лишь для того, чтобы убедиться в отсутствии применения силы к оппозиции. По их словам, восставать надо было во время парламентских выборов, а не теперь, когда правящая «Республиканская партия» решила воспользоваться плодами своей победы. В апреле 2017 года, напомним, «Елк» получил 9 мест в Национальном собрании Армении и признал голосование легитимным. После этого так называемая «уличная оппозиция» разочаровалась в своих вождях. Считается, что если бы выборы решили вновь провести в марте 2018 года блок не смог бы попасть в парламент. В связи с этим среди оппозиции ходят слухи, будто бы Пашинян решил воспользоваться нежеланием армян видеть своим премьером Саргсяна, чтобы вернуть себе популярность, стать лидером радикальной оппозиции и избавиться от своих непопулярных союзников по «Елку».
Как бы там ни было, к середине 17 апреля полиция задержала около 60 человек, но всех их обвиняли не в восстании или антиконституционной деятельности, а в административных правонарушениях. Силовики вообще старались по возможности избегать конфликтов, но совсем без столкновений, естественно, не обошлось. В частности, оппозиционеры перекрыли мост Победы при помощи нескольких десятков автомобилей, которые бросили посередине инженерной конструкции. Полиция заявила, что такого веса мост не выдержит и рухнет, а противники Саргсяна сказали, что это их страна, и они решают, что в ней правильно.
Зачастую в драку с оппозиционерами ввязывались не правоохранительные органы, а водители, которые не могли проехать по своим делам. Везде, где полиции было слишком мало, были замечены подобные столкновения. Восставшие обвиняли своих соотечественников в аполитичности и предательстве, а те в свою очередь винили их в инфантилизме и нежелании работать.
Свершится ли в Армении «бархатная революция, «МК» узнал у Александра Маркарова, директора армянского филиала Института стран СНГ:
- Чтобы в стране началась «бархатная революция», у оппозиции должен быть единый лидер. Пашинян на такую роль не подходит, так как блок «Елк», с которым он прошел в парламент в 2017 году, набрал всего 7% голосов. Гораздо более популярной в стране является партия «Процветающая Армения», которая тогда собрала 29%, но она настроена на конструктивный диалог с правящей «Республиканской партией». Пашинян претендует на роль радикального лидера, что является привлекательным для молодежи. Вместе с тем на пике протестов он смог собрать под свои знамена не больше 5 тысяч человек.
Пашиняна не поддержали даже его союзники по блоку. Вместо этого он вынужден опираться на маргинальных лидеров, которые периодически появляются в СМИ, но не имеют никакой серьезной поддержки в обществе.
В свою очередь «Республиканская партия» одержала победу на прошедших парламентских выборах и теперь хочет назначить своего лидера премьер-министром. Это абсолютно нормальная международная практика. Так получилось, что главой партии является Саргсян. Но он уже заявил, что его правление будет лишь переходным периодом. На следующих парламентских выборах «Республиканская партия» должна показать новых лидеров, которые поведут Армению вперед.
Исходя из опыта предыдущих протестов, можно предположить, что нынешние выступления продлятся еще около недели. Со временем люди смирятся с новым премьером и разойдутся по домам. Конечно, это не решит проблему недоверия властям, но угроза социальных потрясений минует.