«Кейс Слуцкого», скандально развивавшийся в течение последних трех недель, на Охотном ряду постановили считать закрытым. Итог подвела Комиссия по этике, прозаседав 21 марта в закрытом режиме полтора часа.
Сначала были заслушаны обе обратившиеся с жалобами на Леонида Слуцкого (ЛДПР) - продюсер телеканала «Дождь» Дарья Жук и журналист БиБиСи Фарида Рустамова. Когда девушки вышли, в комнату ненадолго зашел сам г-н Слуцкий (ранее он по просьбе руководства комиссии уже письменно отвечал на предъявленные обвинения).
Вообще-то обычно Комиссия по этике не приглашает лично на заседания ни жалобщиков, ни тех депутатов, кого они обвиняют в тех или иных грехах. Но на этот раз, пояснил потом журналистам глава Комиссии Отари Аршба («ЕР»), учитывая специфику ситуации, было решено пригласить заявителей, «чтобы они дали более подробные объяснения».
«Мы впервые столкнулись с такого рода случаем», - признал на брифинге по итогам заседания г-н Аршба. Запросить какую-то информацию в правоохранительных органах или других инстанциях было по понятным причинам невозможно, «речь идёт только о заявлениях журналисток», г-н Слуцкий обвинения отвергает, и получается «слово против слова», что, по мнению комиссии, «делает невозможным обсуждение конкретных деталей».
Впрочем, к заявлению Фариды Рустамовой была приложена стенограмма аудиозаписи её общения с г-ном Слуцким — на которой, в частности, он называет девушку «зайчуткой».
Сама аудиозапись членами комиссии не изучалась, потому что представлена, по их словам, не была, никакой возможности провести её экспертизу у Думы нет, а расшифровке, похоже, коллеги г-на Слуцкого не поверили. В итоге было принято изложенное выше решение: «никаких нарушений в поведении депутата не обнаружено».
«Если журналистки считают, что их права нарушены, они могут обратиться в правоохранительные органы»,- сказал г-н Аршба. Чуть ранее он, впрочем, признал, что в Уголовном кодексе нет статьи, которая бы карала за домогательство в отношении взрослых.
«Да, но они могли бы потребовать в административном порядке, за оскорбление, есть же такая статья в КоАП»,- сказал «МК» один из членов комиссии. Статья такая есть: за «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», она обещает штраф от 1 до 3 тысяч рублей обычным гражданам, и от 10 тысяч до 30 тысяч - должностным лицам, каковыми являются депутаты Госдумы. Но, чтобы возбудить административное дело в отношении парламентария, нужно сначала получить согласие палаты на снятие с него неприкосновенности. И чтобы передать потом административное дело в суд, тоже придется получить согласие палаты. За всю 25-летнюю историю Госдумы не было ни одного подобного случая: если и отдавали кого под следствие или суд, то только за «уголовку»…
Судя по всему, Комиссия по этике полностью разделяет уверенность самого г-на Слуцкого и подозрения спикера Госдумы Вячеслава Володина в заказном характере общественной кампании. Г-н Аршба рассказал, что некоторые члены комиссии (например, единороссы Александр Карелин и Шамсаил Саралиев) «задавали вопрос о том, что побудило журналисток выступить одновременно именно в период избирательной кампании, и почему они вспомнили о домогательствах через год, 4 года и 7 лет».
Сам г-н Слуцкий считает: обвинения против него связаны с тем, что «он занимался приглашением наблюдателей на выборы и видимо, ему хотели помешать», пояснил глава комиссии. В пользу конспирологической версии, судя по его словам, свидетельствует и тот факт, что г-н Слуцкий будто бы не знал о том, что Фарида Рустамова записывает их разговор на диктофон. Но сама г-жа Рустамова позднее сказала «МК», что «в какой-то момент он (Слуцкий - «МК») сказал, и это есть на записи, «а вот здесь можешь меня процитировать», то есть понимал, что я записываю, тем более что диктофон я держала в руке на виду перед собой».
Глава Комитета по международным делам, покидая заседание комиссии, на вопрос корреспондентов «вы правда приставали к журналисткам?» ответил, что «ничего не комментирует», и выразил благодарность всем, кто его поддержал: «выдающимся женщинам Валентине Ивановне Матвиенко, Татьяне Николаевне Москальковой, женщинам Госдумы», а также «родному Госсовету республики Крым».
А потом г-н Слуцкий поделился радостью: у него родился внук, и он тоже - Леонид Слуцкий! «Мужчина, у которого самые близкие друзья - его семья, обречён на успех», считает депутат.
Дарья Жук и Фарида Рустамова не были удивлены решением Комиссии по этике. По словам г-жи Рустамовой, «депутаты даже не пытались разобраться в том, что произошло, а просто поделились с нами своими взглядами на жизнь и мораль».