Нарусова эмоционально отреагировала на речь министра культуры. Цифры — это, конечно, здорово. С ними у Мединского все в порядке, а вот с нравственностью, которую ставил в сфере культуры во главу угла академик Дмитрий Лихачев, все обстоит не так хорошо.
Нарусова напомнила о слегка подзабытом скандале, разгоревшемся вокруг защиты докторской диссертации господина Мединского. Сенатор назвала историю с продлением защиты диссертации министра культуры (когда один ученый совет ее отклонил, Мединский обратился в другой) «недостойной» и не укладывающейся в понятие нравственности» - на это заявление Нарусову, по ее словам, уполномочил «большой колектив историков Академии наук».
Министр отнесся к выпаду индифферентно. При этом за него вступилась спикер СФ Валентина Матвиенко: она отключила Нарусовой микрофон и заявила, что этот вопрос не относится к повестке.
Видео этого момента можно посмотреть по ссылке
Министр культуры отказался комментировать словесную дуэль после завершения правительственного часа, сославшись на занятость.
В своем бравурном выступлении он напомнил о ставшей притчей во языцех «очереди на Серова», зрительском интересе к выставкам Айвазовского и Верещагина.
Министр подчеркнул: «У нас в музеи людей ходит больше, чем на футбол». Коснулся он и спроса на филармонические абонементы, за которыми люди с ночи занимают очереди. Объем их продаж возрос на 27 процентов. Не отстают и театры, особенно федерального подчинения, где количество спектаклей за последнее пятилетие выросло на 31 процент, а число зрителей — на 42 процента.
Министр хвалился рекордными показателями российского кино, критиковал Голливуд, ежегодно вынимающий деньги из нашей киноиндустрии аж по 400–500 млн долларов. Недавно он, напомним, раскритиковал «Пятьдесят оттенков свободы», тем самым повысив зрительский поток в кинотеатры. Министр становится отличным промоутером американского кино, сколько бы он ни говорил о его низкой содержательной составляющей.
В очередной раз он привел любимое сравнение: бюджет российского кинопроизводства равен сорока минутам голливудского блокбастера. Тем не менее доля российского кино, по его словам, достигла 25 процентов — и надо эту тенденцию закрепить за счет протекционистской политики государства.
Министр высоко оценил уровень российской кинопродукции, заметив, что мы никогда не производили столько успешных фильмов, никогда не добивались такого внимания зрителей к нашему кино. Как водится, напомнил об опыте Франции, Польши, Китая, где доля отечественного кино жестко регламентирована, и призвал подумать о мерах поддержки российского кинематографа. Причем делать все осторожно, дабы не навредить, опираясь на общественное мнение, поддержку законодателей и политическую волю. «Министерство культуры знает, что надо делать...» — успокоил он собравшихся.
Между тем независимые эксперты, подводя итоги 2017 года, констатировали убытки отечественной киноиндустрии как минимум на 6 млрд 240 млн руб. По мнению экспертов, только 8 отечественных фильмов из 107 окупились в минувшем году после показа в кинотеатрах. Но кинематограф, как и культура в целом, живет не только цифрами. В этом Людмила Нарусова абсолютно права.