Двухтонные крылатые ракеты морского базирования «Калибр» после Сирии стали новым брендом российского флота. Пускавшие их по террористам экипажи подлодок и ракетных кораблей заслуженно ходят в героях. И мало кто вспоминает про тех, кто пополняет боезапас этих ракет на ударных кораблях – про экипажи вспомогательных судов. А зря. Без этих флотских Гаврошей ударные корабли рискуют очень быстро превратиться в безударные.
Потребность ВМФ в так называемых транспортах вооружения большая, что подтвердила сирийская кампания, в ходе которой из акватории Средиземного моря наши корабли и подлодки пускали «Калибры» по базам террористов. Подвоз боеприпасов осуществлялся в основном кораблями Черноморского флота, когда приходилось использовать не только специализированные вспомогательные суда. А все потому, что кораблей для перевозки боеприпасов не хватает. В 2017 году для ВМФ заложили первый корабль проекта 20360М. Менее чем через год начинают строительство второго, с улучшенными характеристиками. Спецкорабли позволят быстро и безопасно доставлять вооружение ударным корабельным группировкам.
Корабли проекта 20360М предназначены для приема, хранения и транспортировки полностью подготовленных к применению торпед, противолодочных, крылатых и зенитных ракет. Они приспособлены для перегрузки на борт эсминцев и корветов морские мины и артиллерийские боеприпасы всех калибров, а так же специальные буи с приборами гидроакустического противодействия. Специальный мощный подъемный кран грузоподъёмностью 26 тонн способен аккуратно, с миллиметровой точностью перегружать на ударные корабли и подлодки многотонные ракеты. Причем эти ювелирные операции можно выполнять при трехметровых волнах и сильной качке.
Особенно важно, что морские транспорты способны доставлять нужные флоту боеприпасы и перегружать их у необорудованного побережья как северных, так и южных морей, где они могут ходить без всяких ограничений. Их корпус получил ледовое усиление, что позволит им бороздить и арктические просторы. Корабли имеют двойное днище и два грузовых трюма. На палубе устроена площадка для посадки вертолётов.
Головной корабль этой серии, который получил имя «Геннадий Дмитриев» (заводской номер 01551), сейчас строится на рыбинском заводе. Впервые в истории российского флота плавучий кран-погрузчик для перевозки вооружения назвали в честь бывшего руководителя отдела военной приемки главкомата ВМФ. В 2019 году корабль должен начать службу в Севастополе. Как назовут второй корабль, который предстоит сдать заказчику в 2020 году, еще не решено. Зато известно, что его направят на Балтику.
Справка «МК»: Ракетовозы нового поколения проекта 20360М имеют водоизмещение 3,6 тыс. тонн. Длина судна — 78 м, ширина – 16 м. Транспортник может пройти, не пополняя запасов в портах, 3000 миль за 30 суток. Контракт на строительство двух таких кораблей был подписан в марте 2016 года.