Теперь рулить главным американским «ведомством по раздаче печенек» будет бывший директор ЦРУ Майк Помпео - человек, не награжденный никакими нашими орденами, но который, однако, сможет восстановить утерянную при Тиллерсоне дееспособность госдепа США.
Рекс Тиллерсон, который возглавил американский госдеп в начале прошлого года, и Рекс Тиллерсон, который покинул свою должность в начале этой весны — это два совершенно разных человека. Тиллерсон, который пришел на «Туманный холм» (неофициальное название госдепа) обладал репутацией титана менеджмента, тонкого внешнеполитического стратега и специалиста по налаживанию отношений с самыми сложными и несговорчивыми политическими режимами на земле.
Меньше, чем через полтора года, от этой сияющей репутации не осталось и следа. Навыки, которые помогли Рексу Тиллерсону в должности главы нефтяной компании мирового уровня, сослужили ему исключительно дурную службу в госдепе. Тиллерсон покидает государственную службу, обладая имиджем самого ненавидимого американского государственного секретаря современности — ненавидимого прежде всего своими подчиненными.
Главная проблема госсекретаря Тиллерсона заключалась не в том, что он так и не смог наладить рабочих отношений с Дональдом Трампом. Из всех столпов американского истеблишмента, которые скрепя сердце пошли работать в нынешнюю администрацию, нормальных отношений с президентом не смог наладить никто. Как явствует из публичных и непубличных откровений бывших и действующих американских вельмож, Трамп — это большой и капризный ребенок, абсолютно некомпетентный управленец, человек, который глубоко и искренне ненавидит своих главных министров. Почему же первым из этих министров «сдали в утиль» именно Тиллерсона? Потому, что госсекретарь оказался эдаким «мини-Трампом» - безнадежно некомпетентным политическим менеджером, который за все месяцы своего пребывания в должности так и не понял, куда именно он попал.
В силу понятных причин я не являюсь человеком, который способен огорчиться из-за того, что у госдепа вдруг возникли проблемы. Но, читая в серьезных американских СМИ о нравах госдепа времен Тиллерсона, я не раз ловил себя на сочувствии к попавшим в переплет дипломатам США.
Тиллерсон рассматривал госдеп как гигантскую машину по разбазариванию государственных средств, как гигантскую бюрократию, которая вышла из под контроля. Не могу судить, так ли это или нет, но рецепты «доктора Тиллерсона» оказались гораздо более опасными, чем диагностированная им «болезнь». Государственный секретарь оставил вакантными большую часть начальственных должностей в госдепе, а сам сосредоточился не на собственно дипломатии, а на выработке мер по экономии государственных денег.
В рамках этих мер Рекс Тиллерсон экономил в том числе и на самом себе: отказался от большого самолета предшественника и летал на маленьком, который был вынужден часто совершать посадки для дозаправки. Анекдот? Но при Тиллерсоне весь госдеп превратился в один большой анекдот. Обладатель прозвища «тираннозавр Рекс» никому не доверял принимать сколько-нибудь значимые решения, но зато очень гордился, что ему в фигуральном смысле часто удавалось «экономить на скрепках». Ясно, что долго такое продолжаться не могло. И вот неизбежное свершилось: новым государственным секретарем США стал политический менеджер традиционного толка Майк Помпео, который за время своего руководства ЦРУ не вызвал особых нареканий у своих подчиненных.
Что россиянам стоит прежде всего знать о новом шефе американской дипломатии? Наверное, вот что: дружеских жестов и дружеского расположения по отношению к нашей стране от Майка Помпео ожидать не приходится. В отличие от Тиллерсона, которого подозревали в пророссийских симпатиях (как показали его деятельность на посту госсекретаря — абсолютно напрасно), Помпео в этом плане полностью « морально устойчив». Но сказать, что новый американский госсекретарь (или, вернее, кандидат на эту должность — Помпео еще должен утвердить сенат) придерживается антироссийских взглядов — это значит не сказать ничего. За возможным исключением самого Трампа в нынешнем Вашингтоне нет сколько нибудь влиятельных политиков, которые относятся к РФ хорошо или даже просто нейтрально.
Поэтому не будем ностальгировать по «неверному другу Рексу» и постараемся найти в его преемнике что-то хоть отдаленно хорошее — тем более, что долго искать это «отдаленно хорошее» не придется. При Тиллерсоне госдеп в силу описанных выше причуд своего начальника не мог выполнять свою главную функцию по отношению к России — обеспечивать диалог между двумя странами. При Помпео «туманный холм» точно выйдет из стадии искусственно устроенной разрухи и восстановит свою способность к нормальному функционированию. Облегчит ли это российско-американский диалог? В техническом плане — безусловно, в содержательном — не уверен. Будущее покажет — будущее, которое уже стало настоящим.