Несмотря на то, что полицейское расследование инцидента со Скрипалем и его дочерью Юлией продолжаются, в Британии вовсю кипят политические страсти. Ряд политиков, не говоря уже о масс-медиа, фактически давят на главу правительства Терезу Мэй, требуя от нее занять максимально жесткую позицию по отношению к Москве. “Мы ожидаем в скором времени заявления премьер-министра и, честно говоря, я буду удивлен, если она не укажет на Кремль", - заявил в эфире Би-би-си глава комитета по иностранным делам британского парламента Тугендхат.
«Великобритания примет прежде всего шумные, медийные меры. – комментирует «МК» генеральный директор Центра политической информации Алексей МУХИН. – Дело в том, что Лондон отрабатывает ту же модель, которую использовал с Александром Литвиненко, очень много шума. Вполне вероятно, что мы имеем дело с операцией британских спецслужб, или это услуга британским спецслужбам от дружественных коллег. Дело в том, что подобного рода перформансы, по другому это не назовешь, необходимо оценивать исключительно исходя из принципа «кому это выгодно». На данном этапе это выгодно Терезе Мей и британским спецслужбам. Которые в последнее время очень активно работают с российскими олигархами, находящимися на территории Великобритании, с целью их «выдаивания». У бизнесменов уже напрямую начинают отбирать собственность, активы. Арестовывать и блокировать средства под предлогом их проверки на предмет законности владения. Это называется экспроприация. Для того, чтобы они не искали правды в судах создается псевдоугроза, якобы со стороны России, с помощью чего британское правительство хочет убить несколько зайцев, я бы даже сказал, целое стадо зайцев. В первую очередь – создать антироссийскую истерию, чтобы крупные собственники не пытались оспаривать решения британских властей в отношении своих активов и денежных средств. Речь идет и о том, чтобы эти собственники обратили свой гнев не на кого бы то ни было, а именно на Кремль. Но нужно четко понимать, что подобного рода модель в интересах Великобритании используется регулярно. Не буду обвинять, утверждать кто конкретно это делает, потому что я тоже не хочу с полонием в карманах проснуться. Но бенефициаром в таких акциях выступает только Англия. России подобного рода действия совершенно не выгодны.
На происходящее Москва должна реагировать спокойно, требовать доказательств. А если доказательств нет, то отправлять наших партнеров в пешее эротическое путешествие».
«В Великобритании страшный психоз. – комментирует «МК» генеральный директор «Института политических исследований», политолог Сергей МАРКОВ. – Я думаю, что Тереза Мэй примет жесткие меры просто потому, что она боится за свой пост премьер-министра, и ее могут сместить с этой должности. Избиратели ведь очень любят жесткость и решительность, и она будет вынуждена предпринимать более жесткие меры. Вероятна новая волна санкций или одна из наиболее возможных реакций – это массовые аресты той части российского бизнеса, которую они считают связанными с российскими властями и так далее. Заодно подработают: Терезе Мэй нужно оплачивать штраф, который на нее наложила Еврокомиссии из-за Брексита. Вот это хорошая возможность, отберут у российских миллионеров и миллиардеров несколько миллиардов долларов и скажут, что это из-за того, что российские спецслужбы якобы отравили Скрипаля. Данных у них конечно никаких нет и не будет. Я не исключаю, что это даже дело рук британские спецслужбы».
Читайте материал: Новые подробности отравления экс-разведчика Скрипаля: из ресторана на кладбище
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, какова реакция Кремля на заявления британских политиков о причастности Москвы к отравлению Скрипаля, сказал: «Мы не слышали заявления британских политиков или официальных представителей о том, что Россия причастна к этому делу. Речь идет о разных информационных упражнениях британских СМИ, которые не всегда славятся своей объективностью».
Между тем власти порекомендовали жителям Солсбери, посещавшим ресторан Zizzi и паб The Mill, где 4 марта побывал с дочерью завербованный британской разведкой бывший офицер ГРУ, выстирать всю свою одежду (желательно в стиральной машине), протереть дезинфицирующими салфетками все личные вещи, а очки и украшения промыть в теплой воде с мылом. По информации Evening Standard, столик, за которым в тот воскресный день отравленная пара ела ризотто с морепродуктами, пришлось уничтожить. Правда, представители здравоохранения уверяют, что риск для населения оценивается как низкий. Тем не менее, оба заведения по-прежнему закрыты, как и кладбище, где похоронена жена Скрипаля – там продолжаются следственные мероприятия. Что касается пострадавших, то, как сообщают британские СМИ, Сергей и Юлия Скрипаль остаются по-прежнему в критическом состоянии.
ЧТО ДУМАЮТ УЧЕНЫЕ
Нервно-паралитическое вещество, которым, вероятно, были отравлены экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, может быть неизвестным веществом, разработанным еще в годы СССР. Такое мнение на страницах Daily Express высказал в понедельник бывший командир британских химических и биологических контртеррористических сил Хэмиш де Бреттон-Гордон. О том, что это могло быть за вещество, можно ли по его химическому составу определить место изготовления, попытался выяснить «МК».
Еще недавно специалисты по химоружию Великобритании говорили о зарине или VX — газе нервно-паралитического действия. Однако теперь они отмели данные токсины, по их версии, речь идет, скорее, о каком-то новом, неизвестном веществе, которое нельзя определить при обычных проверках. К нему достаточно было бы только прикоснуться, чтобы через 40 минут впасть в кому.
Впрочем, по словам токсиколога из НИИ скорой помощи им. Джанелидзе Виктора Шилова, все эти предположения очень странные, если учитывать, что примерно в 12 километрах от места происшествия находится крупная военная лаборатория Портон-Даун, где хранили и уничтожали химическое оружие еще со времен Второй мировой войны. Там же сейчас находится уникальный научный центр, который за время, прошедшее с момента покушения на убийство Скрипаля, уже давно должен был бы определить состав токсина и его происхождение. Однако пока звучат лишь предположения о зарине, газе VX, теперь уже и о новом, «неизвестном» газе...
— Можно ли по составу вещества определить место его изготовления?
— Технологию изготовления хороший специалист определить наверняка сможет. Но повторюсь, если бы у специалистов по химоружию были серьезные подозрения, они уже давно предъявили бы доказательство связи России с этим происшествием. Однако его до сих пор нет, и это наводит на мысль о предвзятости их версий.