Это 14-е по счету путинское Послание. Между тем 2018-й — уже 15-й президентский год Путина. Несоответствие объясняется просто: в минувшем году ежегодная, согласно Конституции, «тронная» речь произнесена не была. Что случилось впервые с момента принятия нынешнего Основного закона. То есть 1 марта 2018 года мы услышим пропущенное Послание за 2017-й. Но уникальность речи не только в ее просрочке. Главная фишка — то, что это первое Послание в новейшей истории России, которое будет произнесено не просто главой государства, а еще и зарегистрированным кандидатом в президенты.
Собственно, именно этим и объясняется перенос. И дело тут отнюдь не в занятости кандидата Путина и не в том, что он и его команда не придают большого значения этой процедуре. Причина ровно в обратном — в чрезвычайно большом ее пропагандистском потенциале с точки зрения избирательной кампании. Послание де-факто является одновременно предвыборной программой. Если бы президент озвучил его, как заведено в последние годы, в начале декабря, то, во-первых, это не вызвало такого эффекта, какой, без сомнения, вызовет сейчас — вне зависимости от содержания. Про декабрьскую же речь — вне зависимости опять-таки от содержания — к этому времени все бы уже забыли.
Во-вторых, декабрьское исполнение дало бы немалую фору конкурентам — успели бы и прокомментировать, и внести какие-то корректировки в свои программы. А так — остается время лишь на комментарии. Да и то в обрез. Собственно, уже сам этот факт — кандидаты в президенты вместо того, чтобы воздавать хвалу собственной мудрости, будут вынуждены хором обсуждать программу одного из своих соперников — играет отнюдь не на руку путинским оппонентам. Что бы они при этом ни сказали.
Еще один исторический прецедент: впервые Послание будет зачитано вне стен Кремля. То, что выбор на сей раз пал на Манеж, пресс-секретарь президента объяснил, во-первых, увеличением аудитории: состав приглашенных будет «чуть шире, чем Федеральное собрание». А во-вторых, тем, что президент намерен подкрепить свои мысли визуальными средствами: «Будут использованы экраны, которые сложно технологически и логистически установить в Большом Кремлевском дворце».
Словом, мероприятие обещает быть интересным. А сама речь — многообещающей в том числе и в изначальном смысле этого слова. Таковы уж законы жанра, noblesse oblige — положение обязывает. Имеется в виду положение кандидата в президенты. Но значение 14-го путинского Послания далеко выходит, понятно, за рамки предвыборной кампании. Здесь, судя по нынешним кандидатским рейтингам, игра уже сделана. Вряд ли оставшиеся до выборов дни что-то принципиально изменят в предпочтениях россиян.
Однако, в отличие от выборов в развитых, как недавно было принято говорить, демократиях - сейчас в ходу иные, менее почтительные эпитеты — где неизвестен победитель выборов, но более-менее понятно, что будет со страной в следующую легислатуру (как минимум понятно, что она не перевернется вверх дном), у нас все наоборот. Победитель известен, а будущее туманно и тревожно. И если у Путина получится хотя бы частично развеять этот туман и успокоить электорат, то перформанс в Манеже можно будет признать удачным.
По своему историческому значению речь, которая прозвучит 1 марта в московском Манеже, вполне сопоставима с самым первым путинским Посланием, с программой действий на его первый — и уже тогда было ясно, что не последний — срок. Вертикаль власти, реформа Совета Федерации, налоговая реформа, борьба с терроризмом и коррупцией, либерализация экономики, дебюрократизация общественной жизни, свобода прессы... Не все, как видим, вышло согласно плану, но исполненных пунктов, справедливости ради надо сказать, тоже немало.
Тогда страна и мир только начали понимать who is Mr. Putin. Сегодня, спустя почти 18 лет, портрет можно считать завершенным. Вряд ли за следующие шесть лет мы узнаем о президенте что-то принципиально новое, переворачивающее прежние представления о нем. Но возникает другой, теперь уже намного более важный вопрос: что будет после Путина?
С одной стороны, можно, конечно, не торопиться с ответом. Запас времени вроде бы позволяет. Но нужно учитывать, что каждый год неопределенности будет расшатывать созданную Путиным политическую систему. Ну а тянуть до 2024-го — мол, «а наследок я скажу» — вообще убийственно для нее. Последнее Послание Путина станет в таком случае для его детища поистине надгробной речью.
Чем раньше страна поймет, что в 2024-м жизнь не заканчивается, тем лучше и для страны, и для правящей команды. По логике, расписание на послезавтра надо начинаться выкладывать уже сегодня. Совпадает ли эта логика с путинскими расчетами — увидим в четверг.