И не подумайте, что факт, о котором я говорю — отзыв Сергеем Ковалевым своего согласия стать доверенным лицом Собчак — мелок. Он не мелок, а очень даже крупен. Крупен потому, что он позволяет увидеть «демократического кандидата в президенты РФ» такой, какая она есть, а не такой, как она хочет, чтобы мы ее видели.
В начале этой неделе на сайте Ксении Собчак появилось жизнерадостное объявление: «13 февраля правозащитник, советский диссидент и первый уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Сергей Адамович Ковалев встретился с Ксенией Собчак. Он выразил поддержку кандидату и сказал, что недавно у него спросили: «За кого вы будете голосовать? За Гришу?» На что Ковалев ответил: «Нет, за Ксюшу!»
Я было подивился, что легендарный 87-летний правозащитник начал столь бодро выражаться на молодежном сленге. Подивился — и решил ознакомиться с видеоклипом, который сопровождал информацию о согласии Сергея Ковалева стать доверенным лицом Собчак.
Уже с первых секунд просмотра мне стало невыносимо стыдно — не за неискушенного в пиаре Сергея Ковалева, а за мастерицу «этого дела» Ксению Собчак. Меня уже давно сложно шокировать пиаровскими ухищрениями политиков. Но здесь я пришел в полное недоумение: неужели Собчак не понимает, что есть вещи, которых делать просто нельзя? Неужели она не видит, что выходки ее пиаровской команды выходят не просто за рамки хорошего вкуса, а за рамки приличий?
Судите сами. На экране появляется кухня обычной московской квартиры. Из сидящих за столом хорошо можно рассмотреть увлеченно разглагольствующую о чем-то высоком и правильном Ксению Собчак. А еще на экране можно хорошо рассмотреть затылок Сергея Ковалева — камера снимает его cо спины. Ковалев начинает говорить, и камера крупным планом показывает его лысину. Затем план меняется: в кадре мелькают разные детали обстановки кухни. Как становится ясно через секунду, объясняется это тем, что оператор осторожно обходит знаменитого правозащитника и тыкает ему микрофон прямо в лицо.
На этом моменте я выключил видеозапись, едва не сломав в сердцах клавишу компьютера. Смотреть на происходящее было откровенно неприятно. А еще неприятнее, как выяснилось еще чуть позже, в нем было участвовать.
Вот строки из открытого письма Сергея Ковалева Ксении Собчак: « Обдумав мое скоропалительное согласие стать вашим доверенным лицом, я понял, что совершил грубую ошибку. Это работа мне не по силам, да и не по душе...
Конечно, мне надлежало было понять ситуацию и пресечь недоразумение. Я не нашелся. Я кругом виноват. Простите меня. Желаю успеха, С. Ковалев».
Нашлись, вы, Сергей Адамович, нашлись. И просить прощения вам абсолютно не за что - хотя Ксения Анатольевна, как я подозреваю, до сих пор не понимает, за что, собственно, вы обиделись. Собчак, видимо, кажется, что ее попытки использовать других людей в своих интересах тонки и незаметны. Но они не просто заметны. Они грубы и топорны.
Если вы, Ксения Анатольевна, реально не поняли, почему Сергей Ковалев лишил вас своей поддержки, попробую объяснить еще раз. Знаменитый правозащитник осознал, что им попытались манипулировать, что вам был нужен не он сам, его знания и его опыт, а всего лишь видеоклип с условным названием «Сережа тоже за Ксюшу!» А, осознав это, Ковалев вам отомстил за попытку использования — или, вернее, поставил вас на место.
Люди очень чутко чувствуют, когда их не уважают. Люди очень точно ощущают фальшь. Если до Ксении Анатольевны когда-нибудь дойдет эта, казалось бы, такая простая мысль, то, возможно, у нее есть шанс стать в будущем неплохим политиком. Если же нет, то она в этой сфере по-прежнему будет восприниматься как случайный гость из шоу-бизнеса.