Деятельность частных военных компаний в России не легализована. Юридически их создатели и сотрудники являются преступниками. В Уголовном кодексе РФ есть статья 359 под названием «Наемничество»: за вербовку, обучение и финансирование наемника, а также за использование его в вооруженном конфликте или военных действиях она обещает безальтернативное лишение свободы на срок от 4 до 8 лет, а самому наемнику грозит лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Примечание к статье поясняет, кто именно считается на территории РФ «наемником», то есть преступником: лицо, которое в целях получения материального вознаграждения участвует в вооруженном конфликте или военных действиях на территории другой страны, и при этом не является гражданином этой страны, не проживает там постоянно и не исполняет официальные обязанности по поручению своей родины.
Попытки по примеру очень многих стран мира, включая США, легализовать российские ЧВК и ввести их в правовое поле до сих пор успехом не увенчались. В прошлом созыве Госдумы справоросс Геннадий Носовко дважды вносил на рассмотрение парламента законопроект «О частных военно-охранных компаниях» (по его мнению, они должны были действовать под контролем ФСБ), но поддержки в правительстве не нашел. Г-н Носовко больше не депутат Госдумы, но сейчас, когда актуальность проблемы становится все более очевидной, его инициатива существенно переработана и вновь будет внесена в парламент. О том, каковы ее перспективы, «МК» рассказал один из авторов — Михаил Емельянов.
- На какой стадии находится сейчас работа над законопроектом?
- В конце января мы направили его в правительство для получения отзыва, но пока никакого ответа оттуда не получили.
- Как, по Вашему мнению, должен осуществляться контроль над деятельностью ЧВК со стороны государства?
- Предполагается, что их деятельность будет лицензироваться Министерством обороны. Чтобы это стало возможным, придется вносить изменения в Положение о лицензировании, потому что сейчас военное ведомство вообще лишено права выдавать лицензии. Кроме того, мы предполагаем прописать право МО на безмотивный отказ в выдаче лицензии ЧВК — отказывая, оно совершенно не обязано объяснять, почему «нет». Место дислокации, постоянной и временной, маршруты перемещения — все это должно осуществлять под контролем Министерства обороны.
- Вы предлагаете использовать ЧВК только в военных целях. или еще и для охраны различных особо опасных объектов инфраструктуры?
- Теперь мы предлагаем использовать ЧВК для решения исключительно военных задач за пределами страны при обязательной координирующей функции МО — предполагается, что в составе ведомства будет специальное уполномоченное лицо. Все огнестрельное оружие, принадлежащее ЧВК, кроме легкого вроде пистолетов и автоматов, должно храниться на армейских складах.
- Если бойцы ЧВК погибают или становятся инвалидами вследствие ран, полученных во время выполнения заданий, должен ли на них и членов их семей распространяться тот объем социальных гарантий и льгот, который положен российским военнослужащим?
- Все они должны быть застрахованы хозяином компании. Страховка и контракт — вот то, что будет защищать их при наступлении нежелательных последствий. Эти люди должны понимать, что они идут в частную компанию рисковать жизнью за зарплату, в разы превышающую зарплату контрактника-военнослужащего.
- С Минобороны ваш законопроект согласовывался?
- Напрямую нет, но в разработке документа в качестве экспертов участвовали отставные военные высокого ранга. Обращает на себя внимание тот факт, что недавно в поддержку самой идеи легализации ЧВК высказались и глава думского Комитета по обороне, и глава Комитета по обороне Совета Федерации, и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Но будет ли поддержан наш законопроект или какой-то другой на эту тему — я предсказать не берусь.