Ну сами попробуйте: «Я увэрен (тут пауза, слушатели напряглись в ожидании), что рюсский народ (интонация понижается, и опять пауза, и далее торжественно) более талантлив (снова пауза, и далее на выдохе), чем американский». И ладонь моя сама собой сворачивается лодочкой для сталинской трубки и начинает отбивать ритм его паузам.
Ну не получается у меня сказать все это с интонациями выпускника юрфака МГУ, несколько лет проработавшего в МИДе, председателя оргкомитета Гайдаровского форума, в свое время чуть не возглавившего партию «Правое дело».
Не потому даже, что это шовинизмом попахивает. А потому, что в нашем XXI веке заявлять подобное, согласитесь, моветон. А Игорь Иванович и по внешнему виду, и по разговору, и по хобби (любовь к собачкам английской породы корги и частным самолетам) чистый «русский европеец». А не депутат какой из Урюпинска, для которого громкий псевдопатриотический вопль — единственный карьерный шанс.
И что же добавили университетское образование, несколько иностранных языков и шикарные костюмы Игоря Ивановича к фразе «русский народ более талантливый, чем американский»? Добавили они немного — четыре слова в конце: «Пусть простят меня американцы».
Американцы-то, конечно, простят. Они этой фразы даже не заметят и писать о ней в своих газетах не станут.
А вот у любого русского человека сразу же вопрос к Игорю Ивановичу возникнет: «Почему, раз мы такие талантливые, автомобиль «Тесла» к Марсу американцы запустили?»
И ответ я на него вижу один-единственный: «Да потому, что с первыми вице-премьерами нам не повезло. По-крупному».