Полная и абсолютная — но только на данный момент. «Зубы» у «кремлевского доклада» обязательно отрастут. Мы говорим о документе, который разрушает саму возможность диалога между РФ и США. Мы говорим о документе, который с течением времени может забетонировать завалы в наших отношениях на долгие годы вперед.
Многие из нас были студентами. И многие из нас, вместо того, чтобы в установленный срок сдать преподавателю полноценный и качественный реферат, застенчиво вручали ему отписку — «документ» с нужным числом страниц, не имеющий при этом никакой реальной ценности. Спешу обрадовать: в минфине США тоже засели такие же «троечники-халтурщики», отправившие «отписку» в американский конгресс. Мол, вы от нас хотели предложений по точечному введению санкций против близких соратников Путина в российской элите? Пожалуйста, получите! Мы очень много работали! Сначала нажали на компьютере клавишу «copy» и скопировали весь список членов российской верхушки. Потом — и не хвалите нас за наше усердие и трудолюбие! — нажали на компьютере клавишу «paste». И все, документ готов! Ваше задание выполнено, уважаемые конгрессмены и сенаторы!
А теперь спешу огорчить: формальный подход минфина США к составлению «кремлевского доклада» еще ровным счетом ничего не означает.
Я только что прочитал прогремевший на всю Америку политический бестселлер Майкла Вульфа «Огонь и ярость» о внутренней кухне Белого дома при президенте Трампе. Прочитал — и окончательно убедился: человек, на которого в России возлагалось столько надежд, не способен к проведению сколько-нибудь осмысленной политической линии.
Внутри исполнительной власти США по-прежнему царит хаос. Президент ненавидит и презирает главу своего аппарата. Глава аппарата главы государства ненавидит и презирает самого президента. Государственный секретарь тоже считает президента «идиотом» и не обладает ни доверием Трампа, ни симпатиями своих подчиненных.
Рыхлое и аморфное образование, которое с формальной точки зрения считается «администрацией Трампа», просто плывет по течению — прямо к смертельно опасным порогам под названием «обнародование результатов расследования порочных связей Трампа с Россией в период его борьбы за пост американского президента».
В реальности все эти «порочные связи» заключались в том, что в период президентской кампании Трамп и его команда вели себя как сборище комически некомпетентных любителей, какими они, собственно, и являются. Но в американской политике за «нечаянно» принято бить отчаянно. Трамп обязательно получит от конгресса по полной программе. А заодно американские законодатели постараются, чтобы по полной программе получила и Россия в лице своей политической элиты.
И вот тогда-то «кремлевский доклад» перестанет быть лишенной реального содержания филькиной грамотой. Конгресс США, который уже давно перехватил у исполнительной власти право формировать внешнюю политику на российском направлении, использует эту шпаргалку для введения уже полноценных персональных санкций. Но это будущее действие яда, которым пропитан «кремлевский доклад».
А вот невидимый компонент этого яда, который действует уже сейчас. Отношения России и Америки сегодня настолько плохи, что нам надо по максимуму разговаривать друг с другом. Но кто должен вести эти разговоры с российской стороны, если Вашингтон официально внес всю московскую верхушку в список «зачумленных»?
И проблема здесь даже не в том, что наши политики могут обидеться и принципиально перестать разговаривать с американцами. Проблема не в эмоциях, а в совершенно конкретных рисках — и для наших, и для не наших ВИПов. Показательный эпизод, характеризующий нынешние общественные порядки в англосаксонских странах. Недавно репортеры из не замеченной ранее в желтой журналистике газеты «Файнэншл Таймс» тайно пробрались на известный в кругах британской элиты закрытый благотворительный ужин. По итогам «спецоперации» было обнаружено «страшное»: некоторые из гостей грязно приставали к официанткам.
Во всех остальных британских СМИ тут же поднялась волна «сурового, но справедливого» гнева, которая обрушилась в том числе на голову присутствовавшего на благотворительном ужине заместителя министра образования по делам детей и семей. Никто не обвинил несчастного замминистра в том, что он кого-то лапал. Его отставки яростно требовали на том основании, что он ужинал в компании подозрительных людей, некоторые из которых кого-то лапали. Еще замминистра упрекали в том, что он не сделал за мужественных журналистов из «Файнэншл Таймс» их работу: вовремя не раскрыл злодейскую суть мероприятия и вовремя о ней не донес.
Удержаться в должности политику удалось только чудом. На «сомнительные» благотворительные мероприятия, думаю, он больше не ходит. Так вот, в глазах американской политической элиты российская верхушка отныне превратилась в эквивалент такого «подозрительного» благотворительного ужина. А не выйдет ли мне боком, если я встречусь с русским из «кремлевского доклада»? Не возьмут ли меня за жабры и не спросят: о чем это вы, законопослушный американский гражданин, общались с этим московским гостем? Может быть, на самом деле не такой уж вы и законопослушный?
Или, допустим, этого представителя московской элиты нет в официально обнародованной части «кремлевского доклада». Но значит ли это, что его нет в секретной части черного списка? Не значит. А раз так, то лучше я перестрахуюсь: буду общаться только с безопасными иностранцами! Подобным образом возможность диалога резко сужается. А возможности недоброжелателей капитанов нашего бизнеса использовать против них методы недобросовестной конкуренции, напротив, резко расширяются. Российско-американские отношения продолжают развиваться куда-то не туда. И худшее, к сожалению, еще впереди.
Читайте материал: «Путин выразил обиду на «кремлевский доклад» двумя словами»