Но оглашенные воскресным вечером результаты подсчета голосов участников досрочного голосования (а это 36 процентов избирателей) показали, что дело обойдется одним туром. Нынешний президент набрал 62,7%. Его ближайший соперник, кандидат от партии «зеленых» Пекка Хаависто отстал от него процентов на 50.
– Не будем ломать стулья от радости, возможны еще сюрпризы! – заявил Саули Ниинистё, когда стали известны первые данные. Но, видимо, сказано это было, чтобы не сглазить. И президент, и его противники отлично понимали, что отрыв фаворита выборов от всей остальной «великолепной семерки» крайне велик.
– Да никто его не обойдет, – с нескрываемой досадой заявил самовыдвиженец Пааво Вяюрюнен.
Но если говорить о неожиданностях, то сюрпризом может считаться очень неплохой результат, который показала кандидат партии «Истинные финны» Лаура Хухтасаари. Она, набрав 6,9% голосов, вышла на третье место. Конечно, до Марин Ле Пен далеко, но для партии, выступавшей с критикой иммиграционной политики и числящей среди своих единомышленников такие движения как «Альтернатива для Германии», это действительно внушительный показатель. Тем более, что соцопросы сулили «бронзу» на выборах упомянутому выше Вяюрюнену.
Как бы то ни было, проигравшим остается поздравлять победителя и рассуждать на тему «нет худа без добра».
– Очень хорошо, что у господина Ниинистё четко выраженная политика в отношении НАТО, – говорит кандидат от социал-демократов Туула Хаатайнен. Ей вторит кандидат от Левого союза Мерья Кюллёнен: «Важно то, что в ближайшие шесть лет Финляндия не будет вступать в НАТО».
Действительно, известно, что президент Ниинистё скептически относится к разговорам о присоединении Суоми к Североатлантическому альянсу.
За день до голосования, 27 января, в Финляндии, недавно отпраздновавшей столетие независимости, вспоминали о еще одной круглой дате: ровно век назад в стране началась гражданская война – продолжалась она по сравнению с нашей послереволюционной междоусобицей не так долго, несколько месяцев, но была не менее ожесточенной и кровопролитной. И на фоне этого «юбилея» проведение нынешних выборов, где на избирательных участках финны выражали свою позицию, выглядит особенно символично.
Сам процесс волеизъявления граждан мало отличается от привычного нам. Разве что в Финляндии не гремит бравурная музыка на избирательных участках, не продают выпечку и бутерброды с колбасой. Но праздничная атмосфера все равно в воздухе витает. Многие приходили проголосовать с чадами и домочадцами --- а потом отправлялись посидеть в кафе всей семьей.
Более трети голосов было отдано финнами в ходе досрочного голосования. В течение четырех дней можно было проголосовать в магазинах, в библиотеках и т.д.
На участках не увидишь плакатов с портретами и биографиями претендентов – их заменяет лист с пронумерованным перечнем кандидатов. Бюллетень, который в кабинках для голосования заполняют финские избиратели, отличается от привычного нам. Имен кандидатов на бумажке нет, зато есть большой кружок, в который нужно вписать номер того политика, за которого хочешь проголосовать: от 2 до 9. Кандидата №1 в бюллетенях нет – и, как объяснили финские коллеги, не из-за желания избежать преимущества для кого-то из участников гонки. Дело в том, что в прошлом на выборах финны ставили красным карандашом косую линию против фамилии «своего» кандидата. И хотя давно такой линии не ставят, есть опасения, что эту линию могут по ошибке поставить вместо единицы. Да и потом написанную от руки единичку можно спутать, скажем, с семеркой.
Вскоре после того, как были объявлены первые итоги выборов, в Дом сословий в центре Хельсинки начали съезжаться все участники гонки, которых крепко взяли «в оборот» многочисленные СМИ.
Победитель выглядел устало и огромной радости от успеха не выказывал. «Извините, русский язык очень трудный», -- медленно ответил по-русски Ниинистё на вопрос, выполнил ли он свой план выучить язык соседней страны. Говоря о России, финский президент сказал, что у наших стран не совпадают позиции по Крыму и Украине, но «есть много разных вещей для сотрудничества».
А вообще президента Саули Ниинистё ждет радость, возможно, еще большая, чем от победы на выборах. В феврале его жена собирается родить ребенка.
Хельсинки.