До того, как Путин и премьер Израиля Биньямин Нетаньяху прибыли в Еврейский музей и центр толерантности, на территории комплекса состоялась церемония закладки мемориала участникам сопротивления в нацистских лагерях и гетто. Памятный камень привезли с места расстрелов евреев в Смоленской области.
"Иногда нужно видеть ужас, чтобы осознать, насколько важно строить общество на здоровых основах", - сказал главный раввин России Берл Лазар. Он зажег первую свечу в память о жертвах Холокоста - в том числе узниках концлагеря Собибор, сумевших 75 лет назад организовать единственное успешное восстание пленных. Еще несколько свечей зажгли представители иностранных дипломатических миссий, а последнюю - внучка советского офицера Александра Печерского, руководившего восстанием.
Польский посол Влодзимеж Марчиняк решил воспользоваться случаем, чтобы продолжить спор с Израилем о роли Варшавы в истории Холокоста. По его словам, поляки всегда старались облегчить участь евреев и помогали им, чем могли, несмотря на то, что сами были «оккупированным народом».
Напомним, что накануне Израиль жестко раскритиковал Польшу за проект закона о концлагерях, запрещающий называть нацистские "фабрики смерти" польскими. В Варшаве считают, что поляки все поголовно были героями и не участвовали в преступлениях против евреев. Отрицание этого факта после принятия законопроекта будет караться наказанием вплоть до тюремного заключения. Однако сами евреи героизм поляков считают сильно преувеличенным. "Многие жители помогали убивать евреев, выдавали их нацистам, издевались над ними. Это исторические факты", - напоминают в Тель-Авиве.
У Кремля есть свои претензии к Варшаве, которая регулярно старается приуменьшить роль советского народа в победе над нацизмом, а также препятствует участию России в крупных антивоенных проектах. Например, в прошлом году поляки заблокировали присоединение Москвы к реконструкции музейного комплекса в Собиборе. Нетаньяху, будучи с визитом в Сочи, обещал вмешаться. "Но ситуация с тех пор не изменилась", - сетуют в Кремле.
Посол США Джон Хантсман попытался снизить напряженность, повисшую в воздухе после выступления польского коллеги. По словам дипломата, место проведения церемонии напоминает, как важно продвигать толерантность в обществе вне зависимости от того, о ком идет речь - евреях, сексуальных меньшинствах, инвалидах или людях, исповедующих другую религию.
"Наш общий долг - бороться с дискриминацией и антисемитизмом, бороться за права и честь всех людей", - подчеркнул он. Журналисты, естественно, не могли не спросить Хантсмана о "кремлевском докладе", обнародование которого ожидается в ночь с 29 на 30 января. Как рассуждения о толерантности сочетаются с желанием надавить на Россию за проявление инакомыслия?
"Не надо драматизировать! Это реализация закона, принятого еще полгода назад, ничего нового. Москве и Вашингтону нужно двигаться вперед, не оглядываясь в прошлое!" - прокомментировал посол. Он признал, что 2017-й год для российско-американских отношений был самым трудным, хуже даже трудно себе представить. А значит, 2018-й точно будет лучше. Впрочем, последнее время оптимистичные прогнозы представителей США, увы, не имеют обыкновения сбываться.
В отличие от дипломатов Путин и Нетаньяху достаточно бегло ознакомились с выставкой, посвященной 75-летию восстания в Собиборе, и осмотрели установленный ранее памятный камень. Оба лидера торопились на переговоры, которые организовали тут же, в одном из помещений музея. Как сказал Нетаньяху, главный урок всей истории нацизма заключается в том, что подобного рода зло необходимо пресекать вовремя. "Это наша задача и сегодня", - подчеркнул он. И, хотя больше никаких комментариев о содержании встречи не последовало, стало очевидным, что обсуждался главным образом Иран и исходящая из него угроза уничтожения Израиля.
Не секрет, что в каждый свой приезд Нетаньяху просит Путина примерно об одном и том же: не дать иранской армии закрепиться в Сирии и воспрепятствовать передаче оружия от Тегерана террористам из "Хезболлы". По словам израильских дипломатов, Москва также разделяет озабоченность иранской ядерной программой, но пока не готова поддержать Тель-Авив и Вашингтон, настаивающих на пересмотре соглашения 2015 года. Впрочем, не зря говорится: капля камень точит. Очевидно, именно в этом заключается миссия Биньямина Нетаньяху, единственного из мировых лидеров, кто на сегодняшний день поддерживает тесные отношения как с Владимиром Путиным, так и с Дональдом Трампом.
Кстати, после переговоров с российским президентом Нетаньяху дал евреям стопроцентную гарантию: второго Холокоста никогда не будет, и все попытки Ирана уничтожить Израиль обречены на провал.