Заключительный этап судебного процесса вместе с шумихой вокруг непривычных выездных заседаний в СИЗО «Матросская тишина» (напомним, состояние здоровья Белых не позволяли проводить заседания в суде) сделали своё дело - уже за час до начала заседания в суде началась «движуха». Среди многочисленных репортеров была замечена жена Белых с группой поддержки. Говорят, боевая подруга экс-чиновника приехала в суд чуть ли не за несколько часов до начала заседания. Была здесь и бригада скорой помощи из «Матросской тишины». Медиков с оборудованием и лекарствами подняли на второй этаж отдельно, по лестнице.
В какой-то момент ожидание было прервано одной из прокуроров, Мариной Дятловой. Выйдя из зала суда с листком бумаги, представитель гособвинения сообщила кому-то телефону названия собравшихся СМИ и, видимо, получив «добро», собралась дать комментарий.
- Уважаемый прокурор, не даём комментарии в здании суда. На улицу, - скомандовал пристав.
Прокурору ничего не оставалось делать, как направиться к выходу.
И тут случилось непредвиденное. Никто из телевизионщиков даже не подумал двинуться с места - стратегические места у зала суда оказались дороже слова представителей закона.
Вскоре в коридоре показалась постройневшая фигура Белых. Как и прежде, экс-губернатор был во всем черном, с тростью. Оглядев толпу, Белых увидел знакомые лица и изобразил нечто похожее на улыбку.
- Держится, - подытожили многочисленные родственники, большую часть которых составляли женщины.
Следом в зал, обдав толпу ароматом тяжелого и дорогого унисекса, вошла прокурор Светлана Тарасова.
- Газовая атака, - прошипели вслед брюнетке родственники подсудимого.
- Она в суд на BMW X5 приезжает, - выдал информацию осведомлённый свидетель в толпе.
Через 15 минут из зала вышел адвокат и заявил, что у его подзащитного скакнуло давление.
- Сейчас сделают укол, чтобы Никита Юрьевич хорошо выступил, минут через 10-15 начнём.
Женщины Белых дружно закивали, но то ли уже привыкнув к перманентно плохому состоянию своего мужчины, то ли от волнения, долго не грустили - уже через несколько минут со стороны семьи доносился легкий смех.
- Никита Юрьевич, ваше последнее слово,- обратилась к экс-губернатору судья Татьяна Васюченко.
Никита Юрьевич же, удобно облокотившись о решетку, с чувством, с толком начал зачитывать своё последнее слово. Любопытно, но в какой-то момент возникло чувство дежавю. Белых, также как и экс-министр Улюкаев, в своём последнем слове сыпал цитатами, рассказывал анекдоты и вспоминал великих.
- Вспоминается старый советский анекдот, когда человека в деревне арестовывают за самогоноварение. Когда он говорит, что он не варил самогон, ему говорят, мол, аппарат есть и этого достаточно. Тогда он отвечает, пусть арестовывают за изнасилование. «А ты что насиловал?». «Нет. Но аппарат имеется», - провел Белых параллель с позицией следствия, утверждавшего, что якобы 5 марта 2014 года он встречался с главным свидетелем, бизнесменом Юрием Судхаймером и якобы тот передал ему взятку. Такое предположение основывалось только на том, что свидетель прилетал в Киров.
- Проблема в том, что этой встречи 5 марта просто не было: никаких контактов с этим человеком не было, не было повода для встречи... Он не заходил в этот день в здание правительства и из всех рабочих графиков видно, что встречи с Судхаймером не было... Интересно, что прокуроры в прениях ссылаются на то, он в этот день прилетал в Киров...
Раскритиковал обвиняемый и абсолютную уверенность гособвинения в правдивости показаний Судхаймера, мол, «такое невозможно выдумать».
- Судхаймер неоднократно бывал у меня в кабинете и ему не составляло особого труда показать, как мы с ним якобы разговаривали... Если бы Судхаймер указал, что я его встречал в красном фраке и с виолончелью и при обыске у меня бы нашли красный фрак и виолончель, это опровергать было бы сложно, - упражнялся в красноречии экс-чиновник, следом вспомнив и эпизод из легендарного произведения «12 стульев».
- «Вы зачем казенного курьера обидели? Я его не обижал. Он пришёл обиженный...» Так и следствие: Вы встречались с Судхаймером? Нет? А он в Киров приезжал..., - иронизировал Белых.
Прошёлся подсудимый и по свидетелям стороны обвинения:
- Вообще ситуация со свидетелями выглядит очень показательной. Заявлялся 151 человек в качестве свидетелей со стороны обвинения, но после того, как они стали давать показания, которые, видимо, не устраивали, допросили мене 15%, а именно 21 человека, - сделал вывод Белых.
Одна из прокуроров, тем временем, занималась своим смартфоном, другая рисовала точки на полях своих записей.
Отметил экс-губернатор и тщетность попыток гособвинения «поймать» его на жизни не по средствам:
- Мы представили подробные расчеты моих доходов и текущих расходов, связанных с проживанием в Кирове, и личном потреблении. Никакие слухи, на которые ссылается обвинение, не подтвердились, - пояснил Белых, уточнив, что ни видеоматериалы, ни аудиоматериалы, которые исследовались в суде, не подтвердили, что 24 июня 2016 года пакет с вином (в который, напомним, были спрятаны деньги) он воспринимал не как подарок ко дню рождения, а как взятку.
В конце своей речи Белых без лишней скромности рассказал, что в течение 7 лет работал в Кирове по 12-14 часов в сутки. При этом у него накопились 200 дней неиспользованного отпуска.
- Мне не стыдно за свою работу. Но это не означает, что все было сделано и делалось идеально, что-то не получалось, были ошибки, но как известно не ошибается тот, кто ничего не делает. А я делал, - сказал Белых, далее заявив для многих крайне сомнительное: - Для зарабатывания денег точно не имеет смысла идти на работу губернатора Кировской области.
По словам Белых, все время работы он старался показать «что власть может быть другой, открытой, демократичной»:
- Поэтому любой человек, и это не фигура речи, мог обратиться ко мне со своими проблемами на улице, в магазине, в соцсетях... Я по крайне мере попробовал сделать это, черт побери, - закончил экс-губернатор изречением героя Кена Кизи.
Он также отметил, что не ради пира, а ради здорового примера занимался благотворительностью, организовывал субботники, донорское движение.
- Коррупционная суть, как беременность, - заинтриговал Белых. - Нельзя быть чуть-чуть беременным и чуть-чуть коррупционером, и это всем известно и заметно... Шила в мешке не утаишь, - закончил экс-чиновник.
Бывший губернатор также поблагодарил всех, кто его поддержал, и пожелал процветания жителям Кирова. Также признался в том, что его единственное желание быть рядом с любимыми людьми. Среди таковых Белых отметил молодую жену и своих 4 сыновей, которым нужна отцовская подержана. Впрочем, для этого, плавно перешёл экс-чиновник к своему состоянию, нужно здоровье:
- Столько капельниц, уколов и таблеток впихнули в меня за последнее время, сколько не было за всю мою жизнь. А мне 42 года, - между тем напомнил Белых судье.
- Хочу одного, чтобы суд разобрался... Прошу вынести оправдательный вердикт, - закончил подсудимый.
Судья, одобрительно кивнув, встала и объявила, что начнёт выносить приговор 1 февраля, в 12.00.