При этом речь не идет о том, что Ксения Собчак - «фейковый» кандидат, лишь имитирующая ожесточенную борьбу с Путиным. Речь идет о более тонкой и неоднозначной форме «политического сожительства» - симбиозе, и об объективном совпадении интересов. Демонстративно нарушая все официальные нормы и правила современного российского политического режима, кандидат Собчак усиливает не только саму себя, но и проклинаемый ею режим.
Вот как, на мой взгляд, это работает. Отправиться с дружеским визитом к «американским империалистам» - это верный способ совершить политическое самоубийство для почти любого нынешнего кандидата в президенты РФ. Однако к Ксении Собчак это не относится. Ей такой визит сулит лишь пользу. Подозреваю даже, что именно возможность совершать такие заграничные политические вояжи стала одной из подспудных причин решения Собчак баллотироваться в президенты.
Российская политическая элита по инерции воспринимает Ксению Собчак как нагловатую молодую девицу, которая временно вышла из амплуа гламурной светской львицы. Но самой мадам Собчак, по моим ощущениям, ей прежняя сфера деятельности изрядно поднадоела. Кандидат в президенты России считает, что она выросла и повзрослела. Собчак больше не хочет быть «российской Ким Кардашьян». Собчак желает быть «российской Хиллари Клинтон» - серьезным политиком, к которому без ухмылки относятся за рубежом. Ксения Анатольевна жаждет признания и уважения со стороны публики, которая еще недавно не входила в ее «целевую аудиторию» - скучных, не очень модно и стильно одетых, но зато влиятельных дяденек и тетенек из западной правящей элиты.
Собчак намерена «капитализировать» свой статус кандидата в президенты России, официально признанной критикессы Путина от лица российского либерального лагеря. Собчак рассчитывает, что этот статус позволит ей войти в те двери на Западе, которые раньше были для нее закрыты. И этот расчет стоит признать совершенно верным.
Не важно, что российские политики, хорошо помня прежние ипостаси Собчак, по-прежнему относятся к ней с легким пренебрежением. В мире западных политических НИИ « соперницу Путину» Собчак будет принимать с подчеркнутым уважением. А это хитроумная Ксения Анатольевна намерена, в свою очередь, конвертировать в укрепление своих политических позиций внутри либерального сегмента российского общества Мол, смотрите, там ко мне относятся с уважением. Может, и вам пора начать ко мне относится самым серьезным образом?
Разумеется, современное российское общество состоит не только и не столько из либералов. И за пределами этого сегмента отношение нашей публики к визиту Собчак в страну, которая душит Россию санкциями, будет резко, можно сказать даже, агрессивно критическим. Но Собчак идет на это с «открытым забралом». К критике, скандалам и ненависти ей не привыкать. Ксения Анатольевна, видимо, относится к такому типу людей, которая получает от конфронтации удовольствие. Если же говорить о прикладной политике, то Собчак заинтересована в укреплении своих позиций только внутри либерального сегмента российского общества. А в глазах обитателей этого сегмента визит оппозиционного кандидата в президенты в Америку — это ни в коем случае не «предательство», а вполне себе смелый, дерзкий, разумный и благородный поступок.
Есть, конечно, еще и Кремль — основная российская политическая сила, которая при желании может «сделать ата-та» любому оппозиционному политику, включая Собчак. Но у Кремля нет реальных причин испытывать такое желание. Власти объективно выгодна изоляция и самоизоляция либерального сегмента общества. Власть понимает, что для нее этот сегмент - уже давно «отрезанный ломоть», что ей там ничего не светит, даже если приложить просто титанические усилия. А раз так, то зачем прикладывать эти усилия? Гораздо более разумная политическая стратегия - максимальная маргинализация этого сегмента, его идеологический отрыв от всех прочих российских общественных групп. Если Собчак, желая того или нет, помогает власти решать эту задачу, то зачем власти ее наказывать?
Незачем, совершенно незачем. С точки зрения власти, Ксении Собчак надо просто предоставить полную свободу действий и она все сделает сама: и свою политическую карьеру отстроит, и Навального в процессе «вынесет из повестки», и облегчит Кремлю решение других политических задач. Кому от этого плохо — кроме Навального, укреплять политическое влияние которого в Кремле точно не намерены? Известно кому — российской либеральной идее, «здоровье» которой никак не улучшается от совершенно искренних и благонамеренных попыток Ксении Анатольевны ее «вылечить». Но что поделаешь, искусство требует жертв! Построение политической карьеры Ксении Собчак — тоже.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram