Здесь и санкции в связи с присоединением Крыма и последующими событиями на Донбассе, и антироссийская истерия на Западе, и отстранение нашей олимпийской сборной. Накануне публикации «кремлевского доклада» Госдепа США в начале февраля ширятся персональные санкции против российских политологов и журналистов в ЕС. В такой ситуации «закрытого развития» предвыборная гонка не проходила ни в 2004-м, ни в 2008-м, ни в 2012-м годах.
Последние годы, по признанию большинства экспертов, стали временем возвращения активной российской внешней политики. Воссоединение с Крымом и успешная операция в Сирии – две главных внешнеполитических победы власти. Потому тем более, эксплуатировать и дальше внешнеполитическую повестку столь активно будет все сложнее. Не секрет, что международные проблемы занимали Владимира Путина всегда больше, чем внутренние. И вот теперь пришло время снова обратить внимание на внутрироссийское развитие.
Уже сейчас очевидно, что на четвертом сроке Путина должен быть сделан бОльший акцент на региональное развитие. В отличие от внешней политики Президента, много вопросов вызывает экономическая политика Правительства. Некоторые вспоминали историю с мостом через Лену в Якутии, строительство которого решили заморозить ради строительства Крымского моста в 2014-м. Теперь мост в Крым построен, и образно и буквально – пора возвращаться к таким вот отложенным долгостроям «мостам через Лену».
Нынешние цены на нефть (под $70 за баррель) и газ при нашей, по-прежнему, энергетически ориентированной экономике позволяют возвращаться к разговорам про инвестиции в региональное развитие. На прежнем витке экономического роста до 2014-го государство дошло до развития областных центров, и там остановилось. Теперь нужно вспомнить о существовании и других областных городов, районных центров и населенных пунктов. Если этим не озаботиться сейчас, сбудется прогноз-желание некоторых московских политиков о 15 миллионах «лишних людей», которых, якобы, нужно срочно расселить по большим городам. И страна в этом случае превратиться в пустыню между десятком крупных мегаполисов. Что, в общем-то, уже и происходит.
Чтобы это предотвратить, необходима четкая программа регионального развития 2018-2024. Например, Иркутская область уже реализует программу помощника Президента РФ по экономике Сергея Глазьева «Государство развития», целью которой является максимальная мобилизация региональных ресурсов для создания новых инфраструктурных проектов в регионе.
Об этом и многом другом говорили 23 января в Новосибирске на круглом столе «Президентские выборы-2018. Сибирские акценты». Что такое «сибирские акценты» - это такие же запланированные прежде, но не доведенные до стадии реализации проекты регионального развития с федеральным участием. Как резонно заметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть, «являясь донором федерального бюджета и области, Новосибирску при нынешней фискальной политике не хватает средств даже на содержание построенных по федеральным программам объектов».
Распределение налогов в крупном городе на примере Новосибирска выглядит следующим образом: 54% налогов – в федеральный бюджет, 32% - в областной, и 14% - в городской. Локоть предлагает устранить подобный дисбаланс, приняв закон об особом статусе для крупных городов с тем, чтобы города-миллионники могли оставлять себе больше налогов на развитие. Как когда-то уже делали в той же Новосибирской области при губернаторстве Толоконского – увеличили городской бюджет на 3% НДФЛ, что дало возможность городу получить 2 миллиарда рублей налогов.
Эту идею поддержал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, правда, с его предложением «уравновесить» бОльшую административно-финансовую роль крупных городов назначением их мэров федеральным центром категорически не согласился Локоть, напомнивший, что в Сибири никогда не было крепостного права.
Напомню, что в случае согласия федерального центра, это предложение может быть актуально для еще 11 городов, чье население превышает миллион жителей – Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа и Волгограда.
По мнению Ильи Гращенкова, президента центра развития региональной политики, на этих выборах в Сибири административный ресурс применять практически не будут. Это связано тем, что округ уже два года живет в условиях конкуренции двух партий и отсутствия монополии на власть у одной из них. Разрушение монополии исполнительной власти «Единой России» в Сибири началось победой представителя КПРФ Анатолия Локтя на выборах мэра Новосибирска в 2014 году и продолжилось конкурентной победой его однопартийца Сергея Левченко на губернаторских выборах в Иркутской области в 2015-м. Благодаря чему возникла уникальная для современной России ситуация конкурентной политической среды, которая влияет на явку. За это время состоялись федеральные выборы в Государственную Думу. Теперь наступила очередь президентских. Поэтому уже сейчас, накануне визитов Владимира Путина и Павла Грудинина в Новосибирск, можно прогнозировать – легитимность волеизъявления 18 марта в Новосибирске и Иркутской области, а значит, и в целом по СФО будет выше, чем в 2012-м.
Действительно, если прежде, в условиях абсолютного доминирования одной партии во всех сферах власти, интриги не было, то теперь можно уверенно говорить о её наличии – никто не знает, сколько новосибирцев или иркутян захотят 18 марта предпочесть действующему Президенту представителя партии их мэра или губернатора.