Проблему открытого распространения в российском сегменте Интернета произведенного в основном на нашей же территории живодерского контента зоозащитники подняли в конце прошлого года в ходе работы над новой редакцией статьи 245 УК («Жестокое обращение с животными»). После этого думский Комитет по экологии и охране окружающей среды обсудил ситуацию с Роскомнадзором, МВД и прокуратурой. В итоге появился законопроект, который в случае поддержки экспертами будет внесен в Госдуму и принят.
Документ (есть в распоряжении «МК») предлагает с 1 января 2019 года дополнить перечень информации, которую можно блокировать в досудебном порядке по решению уполномоченного на то органа исполнительной власти, и включить в него «материалы о жестоком обращении с животными». В пояснительной записке говорится, что сейчас Роскомнадзор может блокировать живодерский контент только по решению суда, и за последние годы в ведомство поступило «1475 судебных решений такой направленности» (в это число входят и дела о незаконной добыче или продаже включенных в Красную книгу животных). Судебная блокировка занимает около 3 месяцев, утверждают авторы законопроекта, и «назрела необходимость введения более оперативной процедуры».
Таким образом, по механизму блокировки законопроект предлагает приравнять живодерский контент к, например, призывам к самоубийствам, рецептам изготовления наркотиков и их рекламе и детской порнографии.
Что будут понимать чиновники под «жестоким обращением с животными» в данном случае? В российском законодательстве это понятие более или менее конкретизировано лишь в той самой статье 245 УК, где преступлением признается «жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье».
18 января глава комитета Владимир Бурматов («ЕР») рассказал коллегам, что популярным жанром в Сети стал «краш-фетиш», то есть видео, где участники роликов давят ногами, душат и истязают животных, и онлайн-игры, предлагающие виртуально помучить зверя или провести над ним опыты. «В основном жертвами становятся коты, щенки и кролики», — пояснил депутат и раздал членам комитета толстые пачки скринов некоторых кадров из 1300 роликов, обнаруженных волонтерами-зоозащитниками в последнее время.
Дальше первых страниц никто из депутатов смотреть не стал. «Странно, что там женщины», — обратил внимание Анатолий Грешневиков («СР»). «Неужели этим можно зарабатывать?» — спросил он и заметил, что «если так, то мир сошел с ума». «Это бизнес с глубоко эшелонированной структурой, там закрытая подписка, кастинг актрис проводят, а за созданный по заказу продукт извращенцы платят очень приличные деньги, и экспорт в основном идет в Китай», — сказал г-н Бурматов. 90% выявленных живодерских ресурсов — в российской социальной сети «ВКонтакте», заметил депутат, и попросил Ивана Корнеева, руководителя отдела модерации и администрирования ресурса, объяснить этот странный факт. Г-н Корнеев сказал, что эта гадость «изначально пришла к нам с Востока, из Японии», что «ВКонтакте» поддерживает решение о блокировке таких ресурсов и теперь «начинает активно работать в этом направлении»…
«Мы с МВД и прокуратурой пытаемся выявить личностей, распространяющих и производящих такую продукцию, по ним 245-я плачет», — заметил г-н Бурматов. Кстати, УК за размещение в Интернете видео с демонстрацией жестокого обращения с животными обещает в крайнем случае лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.
«Такие сайты надо превентивно закрывать, а потом расследовать», — заявил первый замглавы комитета Николай Валуев («ЕР»).
Но преградой реализации благих намерений депутатов может стать Минфин: Роскомнадзор считает, что предложенные меры потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета на содержание чиновников, которые будут заниматься мониторингом Интернета в этой части.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram