Договоренности о выведении военной украинской техники из Крыма были приняты еще в апреле 2014 года. Всего Военно-морские силы Украины планировали вернуть около 50 боевых кораблей и судов, которые оставались в Крыму после присоединения полуострова к России. Однако 5 июля 2014 года Россия приостановила передачу, ссылаясь на действия украинских силовиков на востоке Украины с целью не допустить ее использования против граждан России. К тому моменту часть судов и катеров уже была возвращена.
По данным украинских СМИ, в бухтах Севастополя на данный момент остается около 38 судов, входивших в состав ВМСУ. Но далеко не все они на плаву. Та же подлодка «Запорожье» задолго до 2014 года представляла собой груду металлолома. Как отметил в беседе с «МК» редактор газеты «Морской флот» Анатолий Кузнецов, срок эксплуатации украинских кораблей давно истек». «Там находятся корабли 3–4 ранга, и во время их использования украинские служащие следили за техникой ненадлежащим образом. Украинская флотилия скорее была бутафорией и представляла корабли, которые вросли якорями в грунт», — рассказал эксперт. Но даже эту нерабочую технику Черноморский флот сейчас обслуживает.
В связи с вероятным возвратом кораблей возникает и другой вопрос: что будет с экипажами бывших украинских судов? Андреевский флаг ВМФ России в марте 2014-го подняли 54 из 67 кораблей ВМСУ. Анатолий Кузнецов напомнил, что 90% военнослужащих ВМС Украины приняли решение сменить гражданство на российское после референдума о статусе Крыма. В результате около 8 тысяч бывших вэмээсников сейчас на Украине считаются дезертирами. Понятно, что людей вместе с кораблями никто возвращать не будет. Но сможет ли ЧФ обеспечить их работой? Как выяснилось, с этим проблем давно нет. Россия так и не решилась использовать бывшие украинские военные суда. «Там нет постоянного экипажа, который бы обслуживал эти судна. Большинство военнослужащих проживали на территории Крыма и приняли решение остаться в составе России на лучших условиях», — сказал Кузнецов. По его оценке, стоимость украинской флотилии в Крыму равна цене металлолома. «Советские дизельные двигатели были простыми и крепкими, поэтому не сомневаюсь, что корабли смогут доехать до Украины своим ходом. Цена же этих кораблей — стоимость самоходного металлолома», — подчеркнул он.
Мнение украинской стороны о состоянии их кораблей в Крыму несколько отличается от точки зрения российских экспертов. Командующий ВМС ВСУ Украины Игорь Воронченко заявил, что практически вся техника, оставшаяся в Крыму, была отремонтирована. «На период аннексии Крыма из восьми боевых кораблей не на ходу был только один — большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Там нуждались в ремонте главные двигатели. То, что говорят, что был хлам, это не соответствует действительности», — сообщил он. Ранее он также признавал, что украинские корабли ЧФ не использует по назначению: «Они стоят отдельно, их выделили как технику иностранного государства, но, по нашим данным, они существуют как доноры. Их разукомплектовывают», — заявлял Воронченко.
Сейчас в связи с предложением Владимира Путина Украина увидела очередную возможность «подзаработать». Идея командующего ВМС Украины о том, что от России нужно потребовать либо компенсации в денежном эквиваленте, либо возвращения кораблей в таком составе, в котором они были, которую он высказывал прежде, сейчас в Незалежной очень актуальна. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман вообще заявил, что технику возьмут назад только вместе с Крымом. Так что «жест доброй воли», как назвал это предложение Владимира Путина пресс-секретарь Дмитрий Песков, в Незалежной восприняли привычно: дашь палец — всю руку откусит. В любом случае для того, чтобы возврат кораблей состоялся, необходимы прямые переговоры между министрами иностранных дел и военными министерствами. Украинская сторона к этому пока не готова.