"Считаем эту встречу вредной": Лавров рассказал о приоритетах будущей России

Глава отечественной дипломатии провел традиционную пресс-конференцию

Министр иностранных дел Сергей Лавров провел ежегодную пресс-конференцию, на которой подвел итоги работы российского дипломатического ведомства за прошедший год и ответил на вопросы журналистов. Глава МИД коснулся конфликта на Корейском полуострове и ситуации вокруг Ирана, отметив, что США дестабилизируют международную обстановку, потому что не хотят честно конкурировать с другими странами. Не мог Лавров обойти вниманием и сирийский конфликт, поделившись подробностями о грядущем Конгрессе национального сирийского диалога в Сочи. «МК» собрал высказывания министра по самым острым вопросам международной повестки.

Глава отечественной дипломатии провел традиционную пресс-конференцию
фото: mid.ru

Об иранской «ядерной сделке»: «Последние заявления (Вашингтона — «МК»), нацеленные на то, чтобы сорвать реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, не добавили оптимизма и стабильности», — констатировал глава МИД. Россия не будет поддерживать изменения в текст «ядерной сделки», которые продавливают США, — подчеркнул он, отметив, что со стороны Вашингтона идет «накат на Иран» по всем направлениям. «Если Соединенные Штаты действительно хлопнут дверью (то есть выйдут из соглашения — «МК»), я даже не хочу думать о последствиях», — заявил министр, отметив, что Москва будет «добиваться сохранения договоренностей по иранской ядерной программе».

О ситуации на Корейском полуострове: «Для начала мы предлагаем всем успокоиться и заморозить все конфронтационные действия и, прежде всего, действия, связанные с проведением военных мероприятий, будь то запуски ракет, испытания ядерного оружия или организация крупномасштабных маневров, которые Соединенные Штаты с Республикой Корея а потом и с Японией проводили и проводят в этом регионе», — озвучил свою позицию Лавров. Действия США же, по мнению министра, до сих пор только «провоцировали новый виток напряженности». Но если стороны откажутся от эскалации конфликта, Москва будет готова поддержать диалог между Пхеньяном и Вашингтоном, а также шестисторонний переговорный процесс с участием России, КНР, Японии, Южной Кореи, США и КНДР.

О встрече по КНДР в Ванкувере 15 января, куда не пригласили ни Россию, ни Китай, ни саму Северную Корею: «Когда мы услышали об этой встрече, мы спросили: зачем, почему такой состав?», — рассказал глава МИД. По его словам, американская сторона ответила: «чтобы выработать механизм дополнительного давления на Пхеньян». «Мы прямо сказали, что считаем эту встречу вредной, — подчеркнул министр. — Не ожидаю (от нее) ничего продуктивного, лишь бы ничего не было контрпродуктивного».

Об отношениях с Америкой: «В Соединенных Штатах укоренилось ощущение собственной исключительности... Ладно бы они продвигали эту свою исключительность позитивными примерами, в честной борьбе, в честной конкуренции. Но к сожалению, это не так». Глава российской дипломатии считает, что по мере того, как у США появляются сильные конкуренты на мировой арене, американцы «срываются на методы, которые нелегитимны и которыми они пытаются остановить сокращение своей относительной роли в мировой политике». «Боязнью честной конкуренции» Лавров объяснил и попытки США остановить проект строительства газопровода «Северный поток—2», и стремление ограничить российский военно-промышленный комплекс, и нападки на российские СМИ за рубежом. «Мы не можем не отвечать на враждебные действия, о которых я упомянул. Но мы всегда стараемся делать это аккуратно, мы не бросаемся без оглядки — зуб за зуб, око за око — нет. Но терпеть все абсолютно незаконные действия... не реагировать на это все нельзя», — заявил министр. «Я уже сейчас не упомянул о беспрецедентном случае, о захвате дипломатической собственности. Мы сейчас начинаем судебные процедуры, уже подготовка завершилась», — высказался он о прошлогодней конфискации российских дипломатических зданий в США.

О Сирии: «Астанинский процесс отнюдь не является конкурентом усилиям ООН (по урегулированию конфликта в Сирии — «МК»). Равно как и Конгресс национального сирийского диалога призван способствовать более продуктивному проведению женевских переговоров, а не наоборот», — подчеркнул глава МИД. По его мнению, «в Женеве представлен не самый широкий спектр оппозиции». Между тем Конгресс сирийского национального диалога, как он отметил, «призван привлечь к политическому процессу не только оппозицию, которая прямо выступает против правительства, но и представителей племен». «Да, они не участники конфликта, но они живут в этой стране и, конечно, важно учитывать их мнение», — заметил министр, добавив что США в противоположность усилиям России стремятся «не помочь скорее погасить конфликт, а помочь тем, кто хотел бы запустить практические шаги по смене режима в Сирийской Арабской Республике».

Об Украине: Лавров напомнил про инициативу РФ о миссии ООН по охране наблюдателей ОБСЕ на территории конфликта на востоке Украины. «У наблюдателей ОБСЕ есть мандат, в соответствии с которым они передвигаются, — конечно, по согласованию со сторонами, — по обе стороны от линии соприкосновения и регулярно посещают территорию провозглашенных республик в Донецке и Луганске вплоть до границы с Россией, где они бывают за неделю до 20 раз. Наше предложение предполагает обеспечение охраны ООН для этих наблюдателей ОБСЕ повсюду, куда они передвигаются, где они патрулируют в соответствии со своим мандатом». Однако Лавров заявил, что Украина со своей стороны намеренно «саботирует» выполнение минских договоренностей.

О Джулиане Ассанже: «Мы рассматриваем эти вопросы с гуманитарной точки зрения», — ответил Лавров на вопрос, может ли Россия предоставить основателю WikiLeaks Джулиану Ассанжу политическое убежище, напомнив о судьбе Эдварда Сноудена. «Эту проблему (Джулиана Ассанжа — «МК») нужно каким-то образом урегулировать, я с этим абсолютно согласен, — поделился министр. — Мы с пониманием воспринимаем те действия, которые предпринимают власти Эквадора. Надеюсь, что и все другие участники будут руководствоваться здравым смыслом, в том числе наши британские и шведские коллеги, которые вроде бы уже готовы проявить добрую волю и эту проблему наконец разрешить».

О Трампе: На вопрос, сожалеет ли он о том, что на прошлогодних выборах в Америке победил Дональд Трамп, Лавров ответил: «Это не то, чем занимается дипломатия — сожалеть о чем-то состоявшемся. Мы работаем с фактами. И факты таковы, какими мы их видим сегодня. Поэтому мы делаем то, что необходимо для обеспечения интересов России в нынешних условиях».

Об Израиле и Палестине: «В нынешней ситуации шансы на прямой диалог между Израилем и Палестиной стремятся к нулю», — прокомментировал Лавров признание Трампом Иерусалима столицей Израиля. «Неурегулированность палестинской проблемы является одним из наиболее серьезных факторов, позволяющих радикалам вербовать все новое и новое поколение террористов», — добавил он.

О планах на 2018 год: «Я не привык заниматься чем-то кроме того, чтобы обеспечивать наиболее эффективную работу нашего министерства. И это сейчас моя главная задача», — резюмировал глава МИД.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27591 от 16 января 2018

Заголовок в газете: «Я даже не хочу думать о последствиях»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру