Конфликт между Ли и курскими властями начался после пикетирования в 2015 году прокуратуры Курской области: на акцию сотрудница «Народного журналиста» Анна Башмакова привела корову и в итоге была задержана на трое суток за совершение административного правонарушения в виде неподчинения требованиям полицейских.
Последние, однако, по словам Ли, выглядели как «группа небритых лиц, внешне похожих на бандитов, с запахом перегара».
После задержания Башмаковой Ли, на тот момент являвшаяся депутатом Курской областной Думы, усилила критику прокурора области Александра Филимонова, направив требование о проверке его деятельности Путину, а также опубликовав в своей газете статью «О привлечении прокурора Курской области Александра Филимонова к уголовной ответственности» (сама Ли утверждала, что в момент публикации находилась в отпуске). В материале, в частности, говорилось, что «бывший прокурор, судья Ленинского районного суда Шурова» «в ходе рассмотрения административного дела (об аресте Башмаковой — ред.) кричала, как хабалка, и признала виновной нашего коллегу еще до ознакомления с материалами дела».
Именно это заявление и послужило поводом для последующего обвинения Ли в клевете. Кроме того, против нее возбудили дело о возбуждении ненависти или вражды к «социальной группе «сотрудники прокуратуры и судьи». К этому времени Ли уже успела записать свое широко разошедшееся видеообращение к Путину, в котором заявила, что проводимая им «внешняя и внутренняя политика страны, если она вообще есть, уже привела к краху финансовой системы России и уничтожению ее как правового государства». Также Ли добавила, что власти РФ «вступили в преступный заговор против собственного народа», депутатские мандаты раздаются Кремлем единороссам и т. д.
В ответ на требование от коллег по облдуме «покаяться» Ли стала заявлять и другие политические тезисы: о "захвате Россией Крыма" и т. д.
В итоге в 2016 году суд признал Ли виновной в клевете на судью Шурову, приговорив к штрафу в 90 тысяч рублей, при этом, по мнению защиты Ли, доводов, опровергавших предубежденность судьи в отношении Башмаковой, представлено не было. В окончательное обвинение материалы о «разжигании ненависти» не вошли. Также Ли во всем том же 2016 году безуспешно баллотировалась в Госдуму от партии «Яблоко».
В жалобе в ЕСПЧ отмечается, что судебное преследование Ли нарушило сразу несколько статей Европейской конвенции: речь идет о вмешательстве в право на свободу выражения мнения, праве на справедливое судебное разбирательство и праве на уважение личной и семейной жизни (в рамках расследования у Ли были проведены обыски, связь которых с обвинением в клевете была неочевидна).
Как рассказал нашему изданию юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы Ли, он уверен что жалоба будет принята судом к рассмотрению: она имеет все шансы быть рассмотренной ЕСПЧ в течение года. В случае успеха Ли сможет получить компенсацию выплаченного штрафа, а также деньги за моральный ущерб — речь, согласно практике ЕСПЧ, может идти о нескольких тысячах евро.
Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.