Кашапов был осужден в сентябре 2015 года и вышел на свободу в декабре 2017: поводом для приговора послужили его публикации в соцсетях с заголовками про Украину, Крым и "оккупантов".
В итоге, кроме части 2 280.1 УК РФ, Кашапову вменили и часть 1 статьи 282 УК РФ — о разжигании ненависти к представителям социальной группы «государственная власть».
Кроме того, приговором Кашапову было в течение двух лет запрещено пользоваться социальными сетями вплоть до «Живого журнала» (эта часть решения суда позднее была отменена в апелляции).
В своей жалобе Кашапов просит признать власти РФ виновными в нарушении двух статей Конвенции о правах человека: права на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 ) и права на свободу выражения мнения (статья 10).
Сейчас ЕСПЧ адресовал российским властям вопросы о том, имелись ли основания для содержания активиста под стражей до суда, не нарушил ли ли приговор за посты «ВКонтакте» его права на свободу выражения мнения и было ли такое нарушение, если оно имело место, оправданным в демократическом обществе.
По словам юриста «Международной Агоры» Дамира Гайнутдинова, представляющего интересы Кашапова и сегодня получившего сообщение из ЕСПЧ о коммуникации жалобы, именно его приговор, будучи первым в своем роде, «определил реальные сроки для Андрея Бубеева и Дарьи Полюдовой в дальнейшем за посты в социальных сетях. Процесс Кашапова же подтвердил исключительно низкие стандарты доказывания, ранее сложившиеся по экстремистским делам, тотальный отказ суда даже оценивать аргументы защиты, игнорирование постановления пленума Верховного суда РФ по экстремистским делам, не говоря уже о практике ЕСПЧ».
Добавим, что в заключении Кашапов полтора года «сидел совсем один», при это подвергаясь издевательствам со стороны надзирателей, так, ему, верующему мусульманину, постоянно приносили свинину, мешали намазу и т. д.
Сам приговор Кашапову, в 2009 году уже судимому за высказывания против христианизации мусульман Поволжья, замглавы запрещенного в РФ Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров объяснял провалом попыток России налаживания контактов с крымскими татарами через общественность и власти Татарстана: именно на фоне этого провала и проявилась резкая позиция Кашапова, вскоре закончившаяся для него тюремным сроком.
Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.