Демократия в действии
Главными событиями на пространстве Евразийского экономического союза стали парламентские выборы в Армении и президентские — в Киргизии.
В кавказской республике результат был прогнозируемый: победила правящая партия, а проевропейская оппозиция в лице ЕЛК незначительно усилила свои позиции. Поэтому, несмотря на то что в 2018 году, после президентских выборов, Армения станет парламентской республикой, никаких кардинальных изменений в ее жизни не прогнозируется. Вместе с тем в конце 2017-го Ереван подписал с Евросоюзом расширенное соглашение о сотрудничестве, поэтому 2018 год какие-то новшества все-таки принесет армянам.
А вот в Центральной Азии ситуацию нельзя было назвать умиротворенной. На президентских выборах в Киргизии было два фаворита: Омузбек Бабанов и Сооронбай Жээнбеков. Оба были премьер-министрами республики, но первого поддержал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, а второго — киргизский лидер Алмазбек Атамбаев. Причем последний так сильно хотел передать власть наследнику, что заявил о попытке государственного переворота и обвинил своего казахского коллегу в узурпации власти и угнетении собственного народа. Впрочем, победивший на выборах Жээнбеков первым делом заявил, что хочет дружить с Казахстаном.
Как рассказал «МК» аналитик программы России и Евразии «Чатам Хаус» Станислав Притчин, как бы там ни было, для России ничего из этого не несет угрозы, а 2017-й, в общем, прошел для нее спокойно:
— Для России 2017 год прошел в целом спокойно. Она ничего не потеряла, но и не совершила никаких прорывов во взаимоотношениях со своими соседями. В то же время в начале декабря неожиданно для многих мы вплотную подошли к урегулированию статуса Каспийского моря. Соответствующая министерская встреча прошла в Москве, по ее итогам была согласована конвенция, которую подпишут через полгода.
Что касается стран ЕАЭС, то самым значимым событием 2017 года стали президентские выборы в Киргизии. На первых порах победителя президентской гонки было очень сложно предсказать. Оппозиционный кандидат Бабанов хорошо подготовился к избирательной кампании, заручился поддержкой главы Казахстана и так далее. Но в конечном итоге, в том числе благодаря усилиям Атамбаева, победу на выборах одержал Жээнбеков.
При этом после выборов Киргизия и Казахстан купировали конфликт и начали создавать все условия для разрядки. Как известно, помимо того, что Атамбаев не мог найти общего языка с Назарбаевым, у Астаны также было много претензий к Бишкеку из-за «серого» импорта из Китая. Сейчас появилась возможность решить все спорные вопросы.
Что касается Армении, то здесь самым важным событием стали парламентские выборы, победители которых в конечном итоге сформировали правительство. Напомню, как только действующий срок президента Сержа Саргсяна подойдет к концу, Армения станет парламентской республикой. Кроме того, интересным прецедентом стало подписание соглашения о расширенном сотрудничестве с Евросоюзом, но ожидать от него какого-то прорыва не стоит. Ереван слишком удален от европейского рынка и не сможет включиться в торговлю со странами Запада так, как это делает, например, Грузия, у которой есть морские порты и возможность торговли через Турцию.
Узбекская сказка
Одними из главных событий 2016 года на пространстве бывшего СССР стали смерть президента Ислама Каримова и избрание на его место Шавката Мирзиёева. Тогда все думали, что новый лидер, как и его коллеги из Туркмении и Таджикистана, будет укреплять режим личной власти, но вместо этого он объявил о начале крупномасштабных либеральных реформ. Чего ему удалось добиться в уходящем году, «МК» рассказал Станислав Притчин:
— Главным поставщиком хороших новостей в Центральной Азии по праву можно назвать Узбекистан. Республика реализует план по выходу на рынки соседних государств — правда, не собирается вступать в ЕАЭС, так как Ташкент считает, что ему вполне достаточно тех договоренностей, которые действуют в рамках СНГ. Вместо этого он привлекает в страну инвесторов из Китая и стран Запада. Как бы там ни было, по официальной статистике, общая торговля Узбекистана со своими соседями за 9 месяцев 2017 года выросла в среднем на 20%, а с Киргизией — вообще на 70%. За этот год Шавкат Мирзиёев совершил 7 важных визитов за границу, в том числе в США, Китай, Южную Корею и Россию. Успех Ташкента — это хороший знак для Центральной Азии, ведь Узбекистан является стержневым государством для всего региона.
Белорусское экономическое чудо
В ушедшем году между Белоруссией и Россией отгремели очередные нефтяная и продуктовая войны, которые, несмотря на свою длительность, не смогли нанести стратегическим взаимоотношениям двух государств ощутимого ущерба. Минск продолжает поддерживать Москву в вопросе по Крыму, участвует в совместных с ней военных учениях, неприятных для Запада, и так далее. Какими достижениями в 2017 году может похвастаться Белоруссия, «МК» рассказал минский политолог Александр Шпаковский:
— Главным событием для Белоруссии в 2017 году стало подписание президентом Александром Лукашенко декрета о развитии IT-индустрии. Нашим властям удалось выстроить достаточно прибыльную отрасль, доход которой по итогам уходящего года превысит 1 миллиард долларов, что сопоставимо с доходом, например, БелАЗа. Теперь же мы можем говорить о том, что законодательная база Белоруссии в сфере IT — наиболее адекватная на всем постсоветском пространстве. Кроме того, мы создаем парки IT-технологий, которые даже успешней тех, что существуют в России.
При этом следует признать, что основными нашими клиентами являются страны Западной Европы и США, и мы не продаем конечный продукт. Поэтому нам бы очень хотелось, чтобы в рамках евразийской интеграции также формировался некий банк заказчиков IT-услуг.
Кроме того, белорусская экономика показывает темпы роста 2–3%. Начиная с 2008 года страна находится в кризисе, но нынешние результаты говорят о том, что мы перестраиваемся. Будущее вызывает у нас осторожный оптимизм.
Что касается внешней политики, то по факту Минск находится с Москвой в Союзном государстве, Евразийском экономическом союзе и ОДКБ, а по отношению к Западу ведутся только переговоры о заключении некоего базового соглашения о партнерстве. Единственный позитив в западном направлении был достигнут в 2015 году, когда с нас сняли санкции. Но между США и Белоруссией до сих пор нет полноценного дипломатического представительства. Поэтому все разговоры о том, что Минск якобы балансирует между Востоком и Западом, являются ахинеей.
Конечно, Белоруссия хочет отрегулировать свою внешнюю политику. В частности, нужно добиться такого же соглашения о партнерстве с Евросоюзом, которое действует между ЕС и Россией, и добиться упрощения визового режима. Сегодня белорусы вынуждены платить 60 евро за право посещать Евросоюз — это дискриминация. Со своей стороны Минск уже упростил правила посещения европейцами своей территории.
Молдавия разрывается на части
Одним из главных событий в Молдавии в 2017 году стало противостояние главы государства Игоря Додона с прозападными парламентом и правительством. Президентские выборы, прошедшие в конце 2016 года, стали первыми для Молдавии за 20 лет. На удивление многих экспертов, победил на них пророссийский кандидат.
Человек, планировавший двигаться в сторону Востока и сближения с Москвой, находится в незавидном положении. Додон связан по рукам и ногам парламентом, большинство которого являются сторонниками евроинтеграции республики. Вкупе с народными избранниками против президента выступает и правительство во главе с Павлом Филипом. И казалось бы, что по вопросу непризнанного Приднестровья стороны должны прийти к консенсусу, однако и тут спикер парламента Андриан Канду и Филип опережают Додона на несколько корпусов, если говорить терминологией скачек. Правительство и парламент Молдавии настолько впереди обездвиженного Додона, не имеющего практически никаких рычагов управления, что, скорее всего, отыграть гандикап президенту не удастся.
Последнее заявление главы Молдавии о том, что правительство республики намерено выйти из состава СНГ, окончательно продемонстрировало беспомощность национального лидера, который все больше напоминает английскую королеву, исполняющую исключительно фиктивную роль в государственной политике. Хоть Додон и пообещал, что не даст выйти стране из СНГ, но, учитывая последние события, в это верится с трудом.
По мнению молдавского политолога Игоря ТУЛЯНЦЕВА, Додон сам некоторыми шагами роет себе могилу:
— Прошедший год для молдавского народа можно охарактеризовать как год несбывшихся надежд, которые были связаны с демонтажем нынешнего олигархического режима. Надежды прежде всего были связаны с Додоном, позиционирующим себя главным другом России. Люди даже вышли на незаконные президентские выборы, поддержав его. Когда Додон стал президентом, а его партия социалистов заняла практически четверть парламента, страна застыла в ожидании чуда. Однако оно так и не случилось, так как реальная борьба с антинародной властью намного сложнее, чем с ней договариваться.
Все преступления последних лет проходили под знаменем евроинтеграции, под которым из финансовой системы республики был украден 1 миллиард евро. Именно под этим знаменем страну охватила тотальная коррупция, были разрушены системы образования, науки и медицины, но главным преступлением режима является эмиграция трудоспособного населения. Нынешняя власть может благодарить коллективный Запад за тотальную поддержку только борьбой с Россией. В этом смысле Додон и партия социалистов стали удобной мишенью, которые вместо борьбы с действующим режимом лишь исполняют роль мальчиков для битья. При любом удобном случае нынешняя олигархическая власть демонстрирует Западу, что держит страну под контролем, и иногда издевается над Додоном и его сторонниками. Такого беспредела не было даже при откровенных президентах-русофобах. Такая ситуация полностью устраивает нынешнюю власть.
Если у кого-то есть надежды на изменение ситуации после парламентских выборов в 2018 году, то я хочу их успокоить. Так как партия социалистов и демократы во главе с Владимиром Плахотнюком проголосовали за изменение избирательной системы, то на них победят партии, как минимум недружественные к России. Фактически социалисты во главе с Додоном подставили свое плечо нынешнему олигархическому режиму.
Есть ли альтернатива «Минску-2»?
Украина, охваченная гражданской войной, так и не сдвинулась с места по вопросу реализации Минских соглашений. Американский куратор Незалежной Курт Волкер на днях заявил, что 2017 год стал самым ожесточенным и кровопролитным на Донбассе за всю историю конфликта. Однако, кроме громких слов, никаких реальных действий с момента его назначения так и не произошло. Киев продолжает всяческими способами «замораживать» «Минск-2». Войска до сих пор находятся на линии соприкосновения, многочисленные перемирия, включая последнее — новогоднее, не соблюдаются сторонами, а украинский парламент даже не поднимает вопроса о наделении ДНР и ЛНР правами автономии.
Более того, год Огненного Петуха ознаменовался стагнацией, если не деградацией, в плане исполнения договоренностей, достигнутых «нормандской четверкой». Украинские военные из Совместного центра контроля и координации не давали работать российским коллегам, что привело к выводу отечественных наблюдателей. В итоге теперь никто не обеспечивает безопасность членов миссии ОБСЕ: как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Плюс подогревает «градус» конфликта тот факт, что США одобрили поставки различного вида оружия, вроде снайперских винтовок и противотанковых установок.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис ДЕНИСОВ считает, что ставить крест на «Минске-2» еще рано:
— В конце 2016-го были большие надежды на этот год относительно реализации Минских соглашений и завершения конфликта на востоке Украины. Это было связано с президентскими выборами в США, но в итоге они не принесли позитивной динамики, которая могла бы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию. По сути, с назначением Волкера решение вопросов по многим направлениям лишь осложнилось. Из его выступлений можно увидеть, что наши американские партнеры не заинтересованы в завершении конфликта и давления на Украину.
Лучший тому пример — что Вашингтон начнет поставки оружия Киеву. Примечательно, что вооружение не исключительно оборонительного характера — его можно использовать и при наступлении. Более того, Волкер заявил, что США должны поставлять Украине любое оружие, которое им необходимо для противостояния с Россией. С такой позицией ожидать выполнения «Минска-2» весьма затруднительно, а выборы во Франции и Германии фактически выключили эти страны из «нормандского формата». Минские соглашения стали заложниками многих внутриполитических процессов, а также вошли в рамки плоскости взаимоотношений США и РФ.
С учетом позиции Вашингтона можно констатировать, что идет откровенный саботаж Минских соглашений со стороны Украины. Однако это еще не конец: возможно, после президентских выборов в России появятся новые принципиальные инициативы, поэтому в первую очередь необходимо дождаться марта текущего года.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram