Прошедшие в начале января переговоры можно было считать предварительными. Участники обсудили 15 блоков вопросов и констатировали, что им удалось достичь прорыва. Они единогласно одобрили итоговый документ встречи, который станет основой для будущей коалиции. Даже лидер СДПГ Мартин Шульц, который поначалу вообще оказывался садиться за стол переговоров с правыми, заявил, что результаты переговоров стали «отличными». Меркель же отметила, что многим участникам пришлось «пересилить себя», но в итоге компромиссы были найдены.
Одним из спорных вопросов была проблема мигрантов: партии договорились, что число принимаемых беженцев должно свестись к 180–220 тысячам человек в год, а возможность воссоединения их семей нужно ограничить. Стороны также договорились не повышать максимальную налоговую ставку.
21 января должен состояться внеочередной съезд СДПГ, на котором обсудят результаты «зондирующих» переговоров и целесообразность перехода к реальному формированию коалиции. Мартин Шульц уже поделился тем, что рекомендует своей партии одобрить это решение. В этом случае партии начнут согласовывать коалиционный договор и распределять министерские портфели, и это может занять два месяца. Так что, по самым оптимистическим прогнозам, новое правительство у Германии появится только весной. На это надеется и лидер ХСС Хорст Зеехофер, который после январских переговоров пообещал Германии правящую коалицию к Пасхе.
Однако если реальные переговоры о создании коалиции провалятся, Меркель придется выбирать: либо быть во главе правительства меньшинства, либо назначать внеочередные выборы. Со времен окончания Второй мировой войны у Германии не было правительства меньшинства, и сама Меркель скептично относится к такому варианту развития событий. Впрочем, и вариант перевыборов она считает бесперспективным, подчеркивая, что они приведут к таким же результатам.
* * *
В таких условиях социал-демократам, возможно, удастся «выторговать» у консерваторов больше привилегий. Ранее лидер СДПГ Мартин Шульц вообще отказывался вести переговоры со своей соперницей по выборам. Его партия на прошедших 24 сентября выборах существенно ухудшила свой результат, набрав всего 20,5% голосов.
Очки левых при этом достались не консерваторам (блок ХДС/ХСС набрал 32,9% голосов), а ультраправому популистскому движению «Альтернатива для Германии». Оно появилось на политической сцене страны сравнительно недавно и умело сыграло на кажущейся безальтернативности немецких выборов. Партия получила 12,6% голосов и вошла в Бундестаг, хотя реального влияния на решения в стране она оказывать не сможет: все остальные политические силы отказались формировать с ней коалицию.
Лидеры социал-демократов решили, что против них сыграли ассоциации с правящей партией: если ХДС и СДПГ идут в одной упряжке уже не первый год, чем они тогда друг от друга отличаются? Социал-демократы перестали выглядеть в глазах избирателя оппозицией и потеряли очки. И чтобы такое не повторилось на следующих выборах, Мартин Шульц увел свою партию в жесткую оппозицию правящему блоку.
Тогда Меркель обратилась к другим возможным союзникам — «зеленым» и Свободной демократической партии. Потенциальную коалицию успели окрестить «Ямайкой», так как цвета входящих в нее партий соответствовали цветам флага этой страны. Но ей так и не суждено было состояться: переговоры между тремя движениями провалились. У Меркель не осталось других вариантов, кроме сотрудничества с Социал-демократической партией.
К формированию правительства все партии (и прежде всего СДПГ) призвал и федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер, который сам является выходцем из социал-демократов. И Шульц решил его послушаться, хотя насчет успеха переговоров ничего не пообещал. Тем временем в Германии был поставлен своеобразный антирекорд. Никогда в истории страны не проходило столько времени между парламентскими выборами и созданием правящей коалиции. И рекорд этот с каждым днем становится все сложнее побить.
* * *
«На сегодняшний день все варианты развития событий одинаково вероятны, — незадолго до старта «зондирующих» переговоров отметил в комментарии «МК» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. — Самый неблагоприятный вариант — это, конечно, досрочные выборы. Этот процесс займет еще минимум полгода. Промежуточный вариант по эффективности деятельности — это правительство меньшинства. И наиболее желательный вариант — «большая коалиция». В любом случае на несколько месяцев Германия обречена на сохранение «технического правительства». Функции Бундестага ограничены, но он продолжает действовать в соответствии с законом, все министерства работают, бюджет есть. То есть политического кризиса, на мой взгляд, нет. Есть политическая заминка. Сложно сказать, сколько продлится эта заминка. Чисто теоретически переговоры могут идти четыре года. Конституция это позволяет.
На экономику Германии подобное положение влияет мало. Бизнес, конечно, ждет сформированного правительства, соответствующих решений по налоговой политике, будущим государственным инвестициям. Но и без этого ситуация в экономике и на рынке труда настолько хороша, что каких-либо негативных последствий ожидать не приходится».
Тем временем возникает вопрос: не создают ли политические трудности в Германии вакуума власти в Евросоюзе? Ведь все эти годы ФРГ считалась главным тяжеловесом союза, и во многом с ее подачи принимались решения.
«Нельзя сказать, что у Меркель есть проблемы. У нее есть конкретные задачи, и она знает, как их решать. Германия присутствует на всех встречах Евросоюза, в нормандском формате, и вместе с Францией остается его неформальным лидером. Конечно, есть какие-то ограничения, но не стоит считать, что Макрон занял место Меркель, а Германия оказалась позади состава», — считает Владислав Белов.
Молодой и энергичный лидер Франции в последнее время действительно привлекает к себе большое внимание. В сложившейся ситуации Германия может только поддерживать свои текущие функции в Евросоюзе, но не может предложить реформирования этой структуры, которое, по мнению многих, давно назрело. Еще в сентябре Макрон предложил налоговую реформу ЕС, создание общей армии и военной доктрины, усиление интеграции в образовании.
Эти идеи встретили одобрение в Германии, но аналитики отмечают, что в нынешних условиях осуществить их будет довольно сложно. Макрону недостает политического опыта, а его страна при всем желании не может тягаться по экономической мощи и влиянию с Германией. И пока политика ФРГ находится в подвешенном состоянии, Евросоюз тоже замер в ожидании.