Перед переговорами стороны не скрывали своего настроения. Полпред России в контактной группе Борис Грызлов заявил, что Киев намеренно срывает процесс обмена военнопленными, о котором уже не первый месяц пытаются договориться стороны конфликта. По сути, цель проста — произвести обмен по первоначальным, одобренным спискам до Нового года, чтобы люди смогли провести праздничные каникулы не в подвале или камере, а с родными и близкими. О благих намерениях высказывались не только представители непризнанных республик, но и Киев, однако у последнего в очередной раз слова расходятся с делом.
Напомним, руководитель рабочей группы ЛНР по обмену военнопленными Ольга Кобцева на днях заявляла о подтасовках в списках военнопленных Украиной. Изначально стороны договорились об обмене 306 сторонников непризнанных республик на 74 украинцев. Однако Киев стал менять список лиц для обмена, находящихся у них в плену. Мотивы были самые разные: то гражданин не хочет возвращаться в ЛДНР, то нужно процессуально «очистить» гражданина, чтобы его экстрадировать в республику.
Как сообщил источник «МК» на переговорах в Минске, с вероятностью 85% обмена пленными до Нового года не будет. Когда он произойдет, неизвестно.
«Все заявления о том, что стороны согласовали списки, мягко говоря, не соответствуют действительности», — подчеркнул источник.
По его словам, встреча Путина с Медведчуком лишь дала новый импульс переговорам, но стороны так и не смогли пойти на компромисс и переговоры снова зашли в тупик. Во-первых, только 80% списков верифицированы. Часть людей давно на свободе, часть — пропали без вести, часть осуждены по особо тяжким статьям, в том числе за терроризм, и Киев отказывается их выдавать. А поскольку именно эти люди являются ополченцами, в другом варианте обмен ДНР и ЛНР — неинтересен. Им важно вернуть своих товарищей, поэтому нужен обмен по формату «всех на всех».
Кстати, с того момента как Путин встретился с Медведчуком и провел переговоры с Захарченко и Плотницким, вообще никаких подвижек не было. Как считает источник «МК», все идет к тому, что участники переговоров «подставят» российского президента, который выступил в качестве гаранта успешных переговоров. Неделями они просто тянули время и выдавали заявления, которые не соответствовали действительности. При этом заявления украинской стороны о том, что они якобы готовят на обмен больше трех сотен человек, тоже недостоверны. В реальности лишь около 50% пленных ополченцев и их сторонников, указанные в списке, были проинформированы о том, что их, возможно, могут обменять до конца 2017 года. Остальные о переговорах даже не знают.
В Незалежной тем временем вдруг обеспокоились выводом российских наблюдателей из Совместного центра контроля и координации прекращения огня (СЦКК). Причем логика Украины не совсем ясна, так как изначально российских военных обвиняли в шпионаже в пользу ополченцев, а теперь Киев бьет тревогу, опасаясь эскалации военных действий. А вернувшиеся на родину 75 российских офицеров наконец рассказали, как их притесняла украинская сторона. Мало того что их не допускали для контроля на определенные территории, где находились позиции ВСУ, так еще и создавали рабские условия проживания (на перекур не выпускали более 10 человек, а в столовую российские офицеры ходили под вооруженным конвоем).
Между тем, польза от встречи контактной группы все же есть. В Минске договорились о соблюдении «режима тишины» в новогодние праздники — начиная с 23 декабря. Но будет ли он соблюдаться?