«Обезжиренный Совбез»: каков истинный вес резолюции Генассамблеи ООН по Крыму

Документ, вызвавший ликование на Украине, носит рекомендательный характер

Насыщенным выдался конец года для Генеральной Ассамблеи ООН. Во вторник, 19 декабря, Генассамблея приняла предложенную Украиной резолюцию о правах человека в Крыму, в которой от России «настоятельно требуют» положить конец нарушениям в этой сфере.

Документ, вызвавший ликование на Украине, носит рекомендательный характер
Фото: Patrick Gruban.

А уже на четверг, 21 декабря, намечено рассмотрение резолюции о статусе Иерусалима, который президент США Дональд Трамп ранее признал столицей Израиля, решив перенести туда американское посольство.

За резолюцию по Крыму проголосовали лишь 70 стран. «Лишь» — потому что еще больше (76 государств) предпочли воздержаться, а 26 высказались против. Так что при желании можно подсчитать и иначе: 102 члена ООН не стали голосовать за документ.

Как бы то ни было, его приняли, что вызвало бурную реакцию как в украинских, так и в российских политических кругах. Глава МИД Украины Павел Климкин счел резолюцию «самой сильной», отметив, что «давление на Россию в вопросе Крыма усиливается».

Председатель российского комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев в свою очередь назвал принятие документа «пирровой победой Киева». И тут с сенатором можно согласиться.

Давно известно, что резолюции ГА не носят обязательного характера. Редкие исключения — документы, касающиеся функционирования непосредственно ООН, а именно создания новых органов, утверждения бюджета организации и дат конференций и т.д. Все, что выходит за рамки этих вопросов, чаще всего — лишь рекомендации, за несоблюдение которых даже не предусмотрены санкции.

За примерами далеко ходить не надо — всего через 11 дней после референдума о присоединении Крыма к России в 2014-м Генассамблея приняла резолюцию, подтверждающую территориальную целостность Украины и полуострова. Поддержана она была гораздо большим числом голосов (100 стран), чем новый документ. Однако, как мы видим, на позицию Москвы это голосование никоим образом не повлияло. Конечно, можно вспомнить о многочисленных санкционных пакетах со стороны США и ЕС, но они были приняты помимо ООН на основе позиции конкретных государств.

Вопрос о том, в чем же в таком случае роль резолюций Генассамблеи, возникает регулярно. И ответом на него частично может служить как раз заседание ГА по статусу Иерусалима, назначенное на 21 декабря.

Ранее ряд арабских стран уже вносил проект документа о непризнании «вечного города» столицей Израиля в Совет Безопасности ООН. Однако там принятие резолюции провалилось в связи с наличием у США права вето. Очевидно, что и резолюция по Крыму в Совбезе пройти не могла, ведь ее абсолютно точно ветировала бы Россия.

В итоге для стран, предлагающих в ООН, скажем так, изначально обреченные в Совбезе документы, Генеральная Ассамблея пока остается единственным способом, чтобы, если угодно, выпустить пар (тут прямо-таки напрашивается сравнение «обезжиренный Совбез»). Добиться там конкретных, обязательных к исполнению решений не удастся, но зато можно громко заявить о своей позиции и оценить масштаб ее поддержки (в этом смысле, кстати, заявление того же Климкина о «самой сильной» резолюции выглядит явным преувеличением).

И нашей стране принять это как данность выгоднее, чем многим, — в конечном счете, в утверждающем принципиальные решения Совбезе она обладает правом вето. А предлагаемые Москвой в Генассамблее резолюции — например, о противодействии героизации нацизма и неонацизму, поддерживаемые абсолютным большинством стран (часто — исключая США), наглядно демонстрируют авторитет России в мире.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27577 от 21 декабря 2017

Заголовок в газете: Есть у резолюции начало...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру