Законопроект предусматривает дать ход той части 25-й поправки к конституции США, которая дает конгрессу право на образование комиссии, оценивающей способности президента мыслить и действовать здраво. Комиссия должна состоять из 11 членов, из которых 8, как минимум, должны быть врачами (включая четырех психиатров). Если члены этой комиссии сочтут президента не способным отправлять свои функции, а вице-президент согласится с таким их решением, то он и станет действующим президентом страны.
Поскольку 25-я поправка была принята на случай временной неспособности президента исполнять свои обязанности, она дает право президенту объявлять о своем выздоровлении. Ожидается, что в сложившейся ситуации Трамп так поступит немедленно, вынудив конгресс проголосовать за или против решения комиссии.
Роль психиатрии в этом процессе может стать проблематичной. Так считают профессор Брауновского университета Питер Крамер и психиатр Салли Сентель из института Америкэн Энтерпрайз. В статье, опубликованной в «Нью-Йорк таймс», они пишут, что один из них республиканец, а другая — демократ. Но как психиатры и граждане они согласны в следующем: политическое решение данной проблемы не должно маскироваться клиническим диагнозом.
Сейчас в США много говорят и пишут о так называемом «Правиле Голдуотера». Имеется в виду решение Американской ассоциации психиатров, запрещающей ее членам выносить свое заключение о пациентах, которых они лично не исследовали. Решение было принято в 1973 году, когда анализ того или иного лица становился решением. Сегодня анализ на расстоянии становится иногда правдоподобным. В случае, если президент Трамп отказался сотрудничать с комиссией, постановка диагноза была бы далеко не самой трудной проблемой.
Придут ли врачи к решению — что Трамп нарцистичен и страдает этим нервным расстройством, считает себя великим и достойным восхищения?
Но в истории США был целый ряд президентов, которые оставались на своем посту, несмотря на некоторое душевное неравновесие. Так, по мнению историков, Авраам Линкольн страдал клинической депрессией. Но президент, страдающий от того или иного душевного расстройства, может блестяще отправлять свои обязанности. Необходимо иметь в виду и то, что даже здоровый президент может оказаться неопытным, нерешительным или неспособным.
25-я поправка отличается определенной неточностью. Но она явно имеет в виду нарушение здоровья, вызванное болезнью. Если врачи — члены комиссии – диагностируют такое нарушение, им затем придется отвечать на вопрос: может ли президент отправлять свои обязанности? Если речь идет о массивном нарушении мыслительного аппарата, то ответ на этот вопрос особых трудностей не вызывает. Но если речь идет лишь о временных недомоганиях, тогда как?
Черты характера Трампа — его самомнение, воинственность, мстительность отличают и тех, кто голосовал за него. Это их свойство, а не болезнь Альцгеймера, внезапно охватившая десятки миллионов людей.
Несмотря на явные недостатки, «Правило Голдуотера» ограждает психиатров от искушения злоупотреблением диагноза в чисто политических целях. Психиатры, обнаружившие эготизм (зацикленность на себе) в характере Трампа, не могут запретить ему быть самим собой. Люди, избравшие Трампа президентом, как антидемократа, имеют на это право.
В случае, если президент не способен исполнять возложенные на него функции, но не подлежит импичменту и пользуется поддержкой своего кабинета министров, конституция предлагает конгрессу лишь один выход — декларирование ухудшения его здоровья. Но для этого уже нет необходимости доминирования врачей. Сенатор Бирч Бэй, демократ от штата Индиана и автор 25-й поправки, ратифицированной в 1967 году, настойчиво противостоял передаче врачам политических решений.
Если же все-таки наступит такое время, когда конгресс сочтет Трампа неспособным выполнять возложенные на него функции, то конгрессмены имеют право создать двухпартийную комиссию, возглавляемую «уважаемыми государственными деятелями», которая начнет процесс устранения президента. Если это будет связано с явным ухудшением здоровья президента, то, конечно, в этом процессе врачи тоже должны сыграть видную роль. Однако, если речь будет идти о многолетних личных свойствах Трампа, комиссия врачей окажется лишь прикрытием для конгресса, дающим ему возможность для смещения Трампа с его должности, минимизируя при этом свою ответственность.
Короче, мыши-конгрессмены хотят избавиться от кота-Трампа, но никто из них не смеет, или не хочет, повязать ему на шею заветный колокольчик. Каков поп, таков и приход.
Миннеаполис.