Журналист на себе испытал методику десантной подготовки спецназа Росгвардии

Крылья «Витязя»

Когда мы слышим фразу «работает спецназ», первое, что приходит в голову, это штурм дома или квартиры с засевшими бандитами — стрельба, крики, облака порохового дыма. Но спецназ может в буквальном смысле свалиться на головы преступников с неба, причем сделать это абсолютно бесшумно. Наш корреспондент побывал на тренировке спецназа «Витязь» Росгвардии, где узнал об особенностях парашютно-десантной подготовки этого подразделения и принял участие в групповом прыжке росгвардейцев с высоты трех километров.

Крылья «Витязя»

М-да, не так я представлял себе затяжной прыжок. Стоило отделиться от вертолета, как мир перевернулся. Потом он перевернулся еще раз — только что небо было под ногами, а ковер низких облаков над головой, в следующее мгновение они опять поменялись местами. Воздух бьет в лицо так, что трудно дышать. Уши заложило, отчего падение сначала происходит в тишине. Полное ощущение нереальности. К жизни возвращает удар по плечу — это парашютист в тандеме подал сигнал к раскрытию парашюта. Мягкий рывок — это купол вышел из ранца. Сорок секунд шока сменились плавным полетом, теперь более-менее понятно, что происходит. Входим в облачность, ничего не видно, только сплошной экран цвета ношеной портянки. Наконец она тает, и под ногами проявляется заснеженное поле, внизу мелькают прямоугольные купола других парашютистов. Еще три минуты скольжения по воздуху и посадка. Так автор этих строк поучаствовал, правда, в качестве пассажира, в тренировочном десантировании бойцов спецназа Росгвардии «Витязь» с высоты трех километров.

Однако зачем росгвардейцам, в чьи задачи входит борьба с терроризмом и освобождение заложников, парашютно-десантная подготовка?

— Десантирование на парашюте — это один из способов быстрой доставки военнослужащих «Витязя» к месту проведения спецоперации, — рассказывает руководитель прыжков Владимир (фамилию не называет — служба такая. — Авт.). — К тому же он еще и бесшумный. Шелест купола можно расслышать только с нескольких десятков метров.

Обучение прыжкам с парашютом бойцы «Витязя» проходят с 2009 года. В программе подготовки у них имеются как стандартные упражнения, вроде десантирования с 800 метров на парашюте с принудительным вытяжением купола, так и весьма необычные. Так «Витязи» продемонстрировали скоростную выброску с предельно малой высоты, не более 200 метров от земли. Как только вертолет зашел над летным полем, из его нутра стали по очереди выпрыгивать спецназовцы. Кажется, что не хватит времени для того, чтобы купол наполнился. Но через мгновение полотнище расцветает над головой парашютиста. На все ушло полторы минуты, не больше.

— Это очень сложный вид прыжков, — поясняет росгвардеец Александр. — К ним допускаются только самые опытные военнослужащие с крепкой психикой. Купол открывается только через 50 метров после отделения, и у парашютиста остается 15–20 секунд, чтобы сориентироваться в пространстве, то есть развернуться против ветра и при необходимости уйти от столкновения с другим парашютом.

Львиную долю программы обучения прыжкам с парашютом у спецназа Росгвардии составляют занятия по десантированию с больших высот на управляемых парашютах типа «крыло».

— Мы используем отечественные парашюты «Стайер», — объясняет руководитель прыжков. — Они позволяют совершать прыжки на высотах от 400 метров до восьми километров, с неподготовленного воздушного судна на скорости до 350 км/ч. При этом вес парашютиста с грузом может доходить до 180 кг.

Несмотря на то что все бойцы «Витязя» — люди достаточно жилистые, боевая экипировка, оружие и боекомплект добавляют им десяток-другой кило. Кроме того, конструкция «Стайера» допускает крепление грузового контейнера, который после приземления превращается в рюкзак. В нем можно десантировать дополнительный боекомплект для группы спецназа, запас продовольствия или специальное снаряжение. Но самым сложным в прыжках со «Стайером» является десантирование в тандеме. К ним, опять же, допускают только самых опытных парашютистов. Их так и называют — тандем-мастера.

— Технически это несложно, — говорит боец «Витязя» Артемий, у которого за плечами уже 500 прыжков с парашютами разных типов. — Трудность в том, что ты отвечаешь за жизнь другого человека, который иногда не имеет никакого представления о прыжках с парашютом.

— Но в обычной жизни прыжок в тандеме — это скорее развлечение, аттракцион. Зачем его практикуют в спецназе?

— Может статься, на место проведения спецоперации понадобится доставить конкретного специалиста — врача, авианаводчика, корректировщика артиллерийского огня — без опыта прыжков. Как-то раз мы даже кинолога с разыскной собакой десантировали. А сегодня вот журналиста...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27568 от 11 декабря 2017

Заголовок в газете: Крылья «Витязя»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру