Генпрокурор Украины Юрий Луценко громогласно обвинил бывшего главу Грузии и Одесской области в сотрудничестве с «ОПГ Януковича». В качестве доказательства своей правоты силовики предъявляют видео, на котором соратник опального политика Северион Дангадзе якобы берет 500 тысяч долларов у представителя беглого олигарха Сергея Курченко для совершения государственного переворота. Кроме того, Луценко продемонстрировал аудиозапись разговора Саакашвили с самим Курченко, на которой они обсуждают государственный переворот.
Казус в том, что не только сторонники, но даже противники Саакашвили не поверили Луценко. Видео было названо подставой СБУ, а аудиозапись — грубой компиляцией различных разговоров. Сам Саакашвили сказал, что даже не знает, кто такой Курченко.
Несмотря на это, правящий режим не собирается идти на попятную. Помимо Саакашвили генпрокурор вызвал на допрос 8 депутатов Верховной рады, которые 5 ноября участвовали в его вызволении из машины СБУ. Жена генпрокурора, она же глава фракции «Блок Петра Порошенко», Ирина Луценко призвала вставших на сторону «заговорщика» парламентариев раскаяться, иначе их могут выгнать из фракции и даже лишить мандата.
Речь идет о членах межфракционной парламентской группы «Еврооптимисты» во главе с Мустафой Найемом и Сергеем Лещенко, которые в 2013 году были одними из ключевых фигур на Майдане. Теперь же генпрокурор и партия власти намекают, что они тоже могут оказаться агентами Януковича. Становиться жертвой режима депутаты не планируют, поэтому в ответ призывают отправить в отставку генпрокурора.
Но самым несдержанным в этой ситуации оказался президент Порошенко. Он прямо обвинил Саакашвили и его сторонников не просто в работе на Януковича, а в пособничестве Кремлю, с которым Украина воюет на Донбассе. Главу государства не смутило даже то, что в отличие от него опальный политик действительно воевал с Россией и до сих пор остается одним из самых неприемлемых для Кремля людей.
Тем временем Саакашвили уже объявили в розыск и отправили ему письмо с извещением о том, что он является подозреваемым. Адвокаты оппозиционера очередной раз уличили Луценко в профнепригодности, сообщив, что «подозрение» должно вручаться лично, а пока этого не произошло, о розыске речи быть не может. К тому же Саакашвили даже не думает ни от кого скрываться. Он сидит в палаточном лагере и обещает каждый вечер проводить митинги за отставку Порошенко. А вокруг его «штаба» постепенно вырастают баррикады из шин, железных ограждений и щитов.
К чему приведет дальнейшее преследование бывшего главы Грузии и Одесской области, «МК» выяснил у экспертов.
Андрей БУЗАРОВ, член общественной палаты при МИД Украины:
— Все выдвинутые против Саакашвили обвинения нужны для того, чтобы уменьшить его популярность, особенно в западной части страны. Украинские власти уже не раз использовали этот метод, чтобы дискредитировать своих оппонентов. Однако очень сложно провернуть этот план в отношении Саакашвили, так как за все время своего президентства и пребывания в Украине он ни разу не дал усомниться в том, что является врагом России.
Чем дольше будет существовать тот Майдан, который Саакашвили собрал вокруг себя у стен Верховной рады, тем больше в нем будет собираться обиженных на верховную власть политиков. При этом Киев продолжит попытки силового захвата Саакашвили, и с каждой отбитой атакой под его знамена будут вставать все больше рядовых украинцев. Ситуация будет постоянно усугубляться, но после выдвинутых обвинений силовикам не остается ничего другого, так как бездействие дискредитирует их не меньше поражений. Власти загнали себя в тупик.
Руслан БОРТНИК, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:
— Власть безумно боится участников АТО и правых радикалов в целом. Обвиняя Саакашвили в работе на Москву, они надеются отвернуть от него эту часть электората. При этом власти будут продолжать попытки задержать Саакашвили, но продлится это недолго, так как каждый провал будет символизировать их слабость.
Антирейтинг украинских властей сегодня находится на уровне 80%, поэтому даже самый незначительный протест может легко трансформироваться в новый Майдан. Хорошо, что до сих пор никто не погиб, иначе противостояние приняло бы совершенно иной характер. Саакашвили понимает все это и потому идет в наступление.