Заседание начиналось откровенно скучно. Журналисты без особого энтузиазма спросили у Улюкаева, как его настроение, тот также без энтузиазма отметил, что оно у него всегда «или хорошее или очень хорошее».
Затем на трибуну вышел прокурор Борис Непорожный и резюмировал свою позицию. Сначала он напомнил суть дела. Самым интересным оказались впервые озвученные показания сотрудника ФСБ Олега Феоктистова, который вместе с главой «Роснефти» обратился к силовикам. Итак, по словам Феоктистова, которого напомним допрашивали в закрытом режиме, Сечин дал указание проконсультироваться с сотрудниками ФСБ после поездки на Гоа (именно там якобы вымогалась взятка). Деньги, которые предоставил Сечин, были отвезены на Лубянку. Единственное, чем существенно отличаются показания Феоктистова, так это тем, что якобы Улюкаев напрашивался в гости, сам настоял о встрече и Сечин согласился.
Ближе к концу речи, голос у прокурора стал выше, а его ораторским способностям позавидовали бы ведущие политики. Прокурор ещё раз напомнил разбор экспертами речевого поведения обвиняемого и Сечина. По данным эксперта, «в речевом поведении имеются психологические признаки понимания обстоятельств», при том, что в речи Сечина есть признаки «недосказанности, иносказательности». По мнению прокурора, при этом Улюкаев принимал игру и оба прекрасно понимали, о чем идёт речь.
- Улюкаев не стремился придать более открытый характер их разговору и однозначно поддерживал скрытый завуалированный характер разговора, - отметил прокурор.
Он также отметил, что в разговоре были три темы: тема выполнения поручения, деятельность компании и сама встреча. Так вот, в разговоре тема номер один, то есть выполнение поручения, никак не была связана в темой номер два, то есть деятельностью компании, а это значит, что Сечин, говоря о выполнении поручения, имел в виду деньги, а не обсуждение поручения президента о предстоящей приватизации.
Прокурор полностью разгромил выступление лингвиста, которую пригласила сторона защиты.
- Экспертиза носит голословный характер, не содержит исследовательской части и носит декларативный характер, - резко заявил прокурор.
Также Непорожный отметил, что Улюкаев ни разу не сказал, почему Сечин должен был бы его оговорить.
- Улюкаев, понимая, что пойман с поличным с двумя миллионами долларов, попытался представить себя жертвой провокации... Но вражды между Сечиным и Улюкаевым не имелось. Сечин неоднократно дарил сувениры, а тот посылал ему открытки, - заявил прокурор, добавив, что «подсудимый в суде не смог сообщить, для чего потребовалось совершать провокацию».
Также, по словам Непорожного, несмотря на то, что встреча должна была быть исключительно деловой, разговора о делах, как таковых, не велось и Улюкаева это нисколько не смущало.
- Вопрос приватизации во время встречи не поднимается. Что мешает Улюкаеву поднять эту тему?... Он не поднимет эту тему, потому что задача, ради выполнения которой приехал Улюкаев, уже выполнена - деньги лежат в багажнике автомобиля, - с актёрским надрывом выступал прокурор.
Также прокурор привёл в своей речи «принципиально важный разговор» под ёлкой у гаража на Софийской набережной:
Сечин: Приношу извинения, затянули выполнение поручения, в командировке были. Собрали объём. Ну, вообще-то можешь считать задание выполненным.
Улюкаев: Да.
По словам прокурора, версия Улюкаева, что якобы разговор шёл о сборе денег на выкуп акций - абсурдна.
- Сечин не мог выполнить задание по приватизации акций, так как оно состоялось только в декабре. Выдвинутая версия абсурдна, - сказал он.
Также абсолютно однозначная, по его мнению, фраза: «вот, забирай, клади и пойдём».
- Улюкаев демонстрирует полное понимание этой фразы и просьбы.
Прокурор прошелся и по «деталям, в которых кроется дьявол». Так ему абсолютно непонятно, почему Улюкаев ни на улице, ни в офисе, не поблагодарил Сечина за подарок и не поинтересовался, что в сумке, ведь речь о вине, которым якобы должен был угостить его Сечин, шла несколько месяцев назад.
- Потому что признал как причитающееся ему, не требующее благодарности, - забил ещё один гвоздь в крышку гроба прокурор.
Непонятно гособвинению и почему у Улюкаева не возникло вопросов по поводу ключа к сумке, в которой якобы было вино.
- Для двух миллионов долларов это нормально, - сказал выступающий, уточнив, что для вина ключ просто не нужен.
При этом, по словам прокурора, Улюкаев, зная, что в сумке якобы вино, почему-то забыл об этом, когда его остановили у ворот гаража. Тогда экс-министр заявил, что не знает, что в сумке. Версия про вино по мнению гособвинения якобы была придумана позже.
Прокурора все не отпускала ситуация с угощением. Гособвинитель, готовясь к выступлению, даже залез в словарь Ожегова и проверил, как тот трактует слово «угостить». «Угостить», значит дать что-то съесть, что-то выпить, но это, по словам Непорожного, никак не согласуется с «двумя ведрами вина», которые должны были быть в сумке.
Итак, спустя полтора часа речи, прокурор заявил, что вина Улюкаева полностью доказана. Он попросил исключить из обвинения «вымогательство», которое по сути доказать не удалось, и попросил назначить Улюкаеву 10 лет строго режима за «получение должностным лицом взятки в особо крупном размере».
Читайте материал: Прокурор считает вину Улюкаева полностью доказанной
Такой срок, по мнению прокурора, Улюкаев заслуживает ещё и потому, что не нуждался в средствах (прокурор перечислил дома, земельные участки и автомобили обвиняемого).
- Особого внимания заслуживает корысть Улюкаева. Он не нуждался в денежных средствах. Что его толкнуло на это? Не только не испытывал нужды, просто катался как сыр в масле...
По словам прокурора, наказание запрошено с учетом того, что у обвиняемого на иждивении двое несовершеннолетних детей, престарелые родители. Кроме того, Улюкаев раннее не был судим, имеет ряд заслуг перед отечеством. Смягчающими обстоятельствами также стали возраст Улюкаева и его заболевания.
Кроме отбытия серьезного срока, Улюкаев, по мнению стороны обвинения, должен выплатить штраф в 500 млн рублей. Прокурор также попросил лишить экс-министра всех госнаград, орденов и классного чина.
Сам обвиняемый во время речи прокурора был тверд как скала - не выражал никаких эмоций и смотрел в свои бумаги.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал