В РПЦ решили, что впервые за 25 лет конфликта появилась возможность встать на путь восстановления единства и создали комиссию, которая будет «наводить мосты» с «так называемым Киевским патриархатом». Сам Киевский патриархат устами его пресс-секретаря Евстратия ответил, что в Москве все поняли неправильно. УПЦ КП действительно готова к диалогу, но ни о каком возвращении в состав Русской православной церкви речь вообще не идет. «Единственной конечной целью такого диалога мы видим исключительно признание автокефалии поместной УПЦ, Киевского патриархата, и объединение украинского православия», — заявил он.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что слово «автокефалия» в послании Филарета ни разу не употребляется, в отличие от его предыдущих обращений к Архиерейскому собору в 2009 и в 2011 годах. «Надежда на преодоление раскола — вот о чем говорится в этом письме, и о чем мы молимся уже много лет. Любые другие интерпретации, которые вместо того, чтобы приблизить возможность воссоединения, отдаляют ее, — контрпродуктивны», — объяснял журналистам в кулуарах глава информационного отдела патриархии Владимир Легойда.
Примечательно, что УПЦ Московского патриархата получила на Архиерейском соборе особые привилегии. Впервые РПЦ официально признала независимый статус Украинской церкви: для нее в уставе Московского патриархата будет выделена отдельная глава. Кроме того, участники Собора единогласно поддержали просьбу митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия внести в устав упоминание о том, что центр управления УПЦ находится в Киеве, а Общецерковный суд не распространяется на территорию Украины. Несмотря на то что в церкви эти изменения назвали техническими, де-юре закрепляющими то, что уже существует де-факто, «широкая автономия» явно рассматривается как основа для воссоединения украинского православия под юрисдикцией Московского патриархата.
Естественно, на этом фоне многих интересовало, будет ли поднята украинская тема в выступлении Владимира Путина, который впервые в истории посещает Архиерейский собор. Президент и правда высказался о расколе, но не о церковном, а о гражданском. И поблагодарил РПЦ за ее позицию в период социальных и экономических трансформаций, которые Россия переживала в конце ХХ века. «Мы должны помнить уроки прошлого. И чтобы общество развивалось уверенно и гармонично, важно восстанавливать единство нашей истории, залечивать раны, убирать разломы и нетерпимость. Такой путь обретения мира через взаимное братское прощение показали нам Московский патриархат и Русская православная церковь за рубежом, подписавшие Акт о каноническом общении», — заявил президент. Теоретически в этих словах можно увидеть призыв к Украинской православной церкви также пойти по пути примирения и «восстановить единство истории». Но прямо по украинскому вопросу Путин, вопреки ожиданиям, ничего не сказал — это факт. Основной лейтмотив его выступления — РПЦ всегда была вместе с российским народом и разделяла его судьбу, помогая сберегать самое ценное — культуру, историю, традиции и национальный характер. Он выразил надежду на то, что «соработничество» государства и церкви продолжится: патриарх Кирилл и другие духовные деятели будут помогать решению ключевых вопросов развития страны и общества. «Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную ценностную основу. Идти вперед, впитывая все новое и передовое, и оставаться Россией навсегда!» — подчеркнул Владимир Путин. В ответ патриарх Кирилл рассказал, как церковь понимает суть института президентства: это свободная воля людей в сочетании с божественным промыслом. «Хотим пожелать вам долгих лет жизни и помощи Божьей в великой миссии, которую вам через волеизъявление людей вручил Господь!» — заявил предстоятель.
Пока президент выступал перед архиереями, Филарет созвал пресс-конференцию, на которой, по сути, дезавуировал миролюбивый характер своего письма. Он подчеркнул, что Украинская церковь никогда не вернется к Московскому патриархату, потому что «у нас есть свое государство». Единственный возможный диалог с РПЦ — это, по его словам, диалог о признании автокефалии УПЦ КП. И если в Москве к нему не готовы, то Киев продолжит переговоры с Константинопольским патриархатом. «Для нас автокефалия — это цель!» — подчеркнул Филарет. Вместе с тем он не опроверг подлинность своего письма, инициатива написания которого появилась в руководстве ЗРПЦ, уже прошедшей путь примирения с РПЦ. Но Москва извратила его суть и всех обманула. «Мы просили о молитвенном единстве, а нас склоняют к тому, чтобы мы вернулись», — пояснил опальный священник.
Его слова во многом подтверждают версию, высказанную некоторыми участниками Архиерейского собора на условиях анонимности. Они предполагают, что сам Филарет действительно хочет примирения. Он уже стар, тяжело болен и, скорее всего, не жаждет предстать перед Богом в нынешнем унизительном статусе попа-расстриги, хотя и заявляет, что его не беспокоит анафема. Однако в ситуации, когда киевские власти считают Россию врагом и агрессором, воссоединение двух церквей под властью Московского патриархата идеологически невозможно. Хотя формально церковь в обеих странах институт независимый, все важные решения она принимает с оглядкой на политиков. Вот и с Филаретом, очевидно, серьезно побеседовали «наверху», после чего он вновь заговорил об автокефалии и приоритете диалога с Константинопольским патриархатом.
Елена Егорова
Наш эксперт
Андрей КУРАЕВ, протодиакон:
— Есть такая шутка: «Самое любимое женское имя в России — это Галина, потому что все у нас делается для галочки». Филарет (глава непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата. — А.А.) регулярно направляет подобные письма в РПЦ. В частности, это было сделано в 2009, 2011 гг. и так далее. Так что вопрос не в том, почему РПЦ получила письмо, а в том, почему была такая реакция. В принципе патриарх мог бы просто проигнорировать Филарета или призвать его встать на колени, но вместо этого, видимо, решили сделать пиар накануне визита Президента России Владимира Путина. Кирилл попытается блеснуть достижениями перед главой государства, в частности, показать, что под его руководством церковь может не только отбиваться от нападок врагов, но и добиваться поставленных перед собой целей.
В свою очередь Филарет является опытным церковным политиком. Он понимает, что в христианском мире тот, кто первый скажет «простите», получает психологический бонус. При этом вся нынешняя история очень похожа на то, как российские СМИ обыгрывали «извинения» президента Турции Реджепа Эрдогана перед Путиным. Как известно, на самом деле он сказал нечто вроде «забыли, проехали». Филарет делает примерно то же самое. Говорит дежурные слова, при этом не объясняя, кого и за что надо прощать, но требуя автокефалию. Это совсем не то же самое, что и «примите меня назад на любых ваших условиях», это не покаяние.
Правда, если в случае с Эрдоганом взаимоотношения между Турцией и Россией начали налаживаться, то между Кириллом и Филаретом никаких изменений не произойдет. Более того, те поправки, которые были внесены на Архиерейском соборе, берут УПЦ (МП) на еще более короткий поводок. Например, украинским священникам запретили канонизировать местночтимых стариц и старцев, все кандидатуры должны утверждаться в Москве. Не говоря уже о том, что Собор РПЦ остался высшей судебной инстанцией для УПЦ (МП). Также Синод РПЦ получил право, хотя и с оговорками, влиять на дела Синода УПЦ.
Единственным достижением Онуфрия (предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата), митрополит Киевский и всея Украины. — А.А.) стало то, что ему после этого Архиерейского собора, может быть, будет легче защищать церковь от попыток Верховной рады признать УПЦ (МП) иностранной организацией, так как теперь центр управления ею перенесен в Киев. С другой стороны, «алиби» смешное, так как такое решение было принято на Соборе в Москве.
Артур Аваков
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram