Изначально обмен планировалось провести в конце 2016 года, но тогда переговоры были сорваны возобновлением активных боевых действий в пригороде Донецка и Авдеевке. На тот момент самопровозглашенные ДНР и ЛНР требовали освободить 690 человек, из которых украинская сторона была готова вернуть только 228. В свою очередь Киев добивался освобождения 42 своих граждан.
Как тогда, так и сейчас, обмен гордо именуют формулой «всех на всех», что, конечно, не отражает действительности. Донецк и Луганск утверждают, что Украина держит в заложниках, по разным оценкам, от 900 до 1000 тысячи человек. В ответ Киев обвиняет Донецк и Луганск в захвате 152 человек, только половина из которых военные.
Разница в количестве пленных объясняется тем, что представители ополченцев указывали в своих списках не только непосредственных участников боевых действий, но и сепаратистов из других регионов Украины, участников Антимайдана, бойцов «Беркута», людей, обвиняемых в шпионаже в пользу Донецка и Луганска. Кроме того, там оказались 48 родственников чиновников самопровозглашенных республик, которые осуждены за различные преступления, не имеющие никакого отношения к событиям на Донбассе.
Прикрываясь тем, что Минские соглашения касаются только войны на востоке Украины, Киев отказывается выдавать всех, кто не принял непосредственного участия в конфликте. К тому же украинские власти неоднократно заявляли, что обвиняемые в тяжких и особо тяжких преступлениях (убийства и участие в террористических организациях) не подлежат обмену и амнистии, а это фактически и есть ополченцы.
Источник «МК», близкий к руководству СИЗО Бахмута (на украинской территории), заявил, что там сейчас находятся свыше 70 пленных: «Тут есть серьезные люди, просто военные и «террористы», известные только их родственникам да представителям Красного Креста, при посредничестве которых их включали в списки. Из серьезных — подполковник, бывший заместитель начальника городского отдела полиции Дебальцево и еще есть мэр Торецка (бывший Дзержинск. — Прим. «МК») Владимир Слепцов. Все с нетерпением ждут возле телевизоров новостей из Минска».
Слепцов возглавлял город на протяжении 19 лет, но 19 августа 2016 года был арестован за «сепаратизм». Месяцем ранее жители Торецка попытались помешать колонне ВСУ проехать через город, так как испугались, что могут стать мишенью для артиллерии ДНР. Градоначальник с ситуацией вроде справился, но тут приехал глава полиции по Донецкой области генерал Вячеслав Аброськин, который разобрался с ситуацией по-своему... На своей странице в Facebook он заявил, что через два года после начала войны на Донбассе в тылу блокируют военную колонну. Пока мэр отходил от шока, его схватили как коллаборанта.
В украинском же списке на обмен кроме военнопленных находятся журналист Станислав Асеев, религиовед Игорь Козловский, 9 женщин и 6 подростков, которые организовали партизанский отряд в Ясиноватой.
Таким образом, процесс освобождения пленных, который, несмотря ни на что, все равно должен рано или поздно завершиться, так как на этом настаивают Россия, страны Евросоюза и США, превратился в торг, в котором не последнюю роль зачастую играют «мертвые души», гражданство пленных, их боевые или иные «заслуги».