Законопроект правительство внесло в Госдуму еще весной 2015 года. Власти столицы, по замыслу, должны получить право самостоятельно, без участия ГИБДД, выписывать штрафы за ряд нарушений, зафиксированных при помощи спецсредств фото- и видеофиксации. Передача полномочий должна оформляться специальным соглашением между правительством субъекта и МВД.
Принимать такое перед выборами депутаты прошлого созыва не решились. При этом группа депутатов из всех фракций внесла альтернативный законопроект — он предлагал централизовать сбор информации со всех средств автоматизированной фиксации в масштабах страны в руках МВД.
От имени правительства на заседании Комитета по госстроительству и законодательству 21 ноября выступал первый зам. главы МВД Александр Горовой. В Москве уже действует более 1600 стационарных камер фиксации нарушений, растет число мобильных средств, а другого способа решения транспортных проблем в крупных городах, кроме как «диспетчеризация», нет, заявил он, признав, что какие-то из мер «могут быть не очень хорошо восприняты населением». У МВД нет и не будет денег на то, чтобы развивать это дело самостоятельно, следовало из его слов. В штабе фото- и видеофиксации в Москве всего 52 человека, которые «сидят и штампуют постановления о штрафах по картинкам». Аппаратура на улицах все равно вся московская, лимит штатной численности МВД утверждается указом президента и в ближайшие годы пересматриваться не будет, а у МВД и юристов не хватает, и приходится по доверенности отправлять в суды юристов московского Департамента транспорта, которые прекрасно справляются.
Но и это не всё: по словам представителя правительства, «в нарушение Бюджетного кодекса» за конверты, в которых рассылаются гражданам «письма счастья», платит не МВД, а Москва! Во Владивостоке же в региональном ГИБДД лежит кипа неразосланных постановлений о нарушениях, выписанных на основании видео- и фотофиксации — нет конвертов, а местные власти там в отличие от столичных закон нарушать не решаются. Депутаты из фракции ЛДПР сразу пообещали обратиться в прокуратуру и налоговую службу с соответствующими запросами…
Автор альтернативного законопроекта, первый зам. главы Комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков («ЕР»), заявил, что «утверждения о жестком контроле ничем не подтверждены». «Так можно и суды, и прокуратуру Москве передать — она справится, и денег хватит», — сказал депутат. «Мы не против видеорегистрации, мы против того, чтобы системы стали региональными и самоцелью стало бы пополнение региональных бюджетов, а не профилактирование нарушений», — настаивал он. А присутствовавший на заседании глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) пророчил: «мы получим еще больше камер, Москва будет раздувать штаты сотрудников, которые будут ставить электронные подписи под постановлениями, и зарабатывать больше денег на штрафах». Как известно, собранные в виде административных штрафов деньги пополняют именно региональные бюджеты.
Депутат от Москвы Ирина Белых («ЕР»), впрочем, уверяла, что камеры не просто выявляют нарушения, но и «профилактируют их», потому что водители ведут себя осторожнее, а собранные штрафы используются «в том числе и для того, чтобы усовершенствовать ту систему фиксации нарушений, которая есть сейчас». Москва в состоянии сама администрировать те 16 статей КоАП, о которых идет речь, уверена депутат. При этом в заключении Правового управления Госдумы отмечается: некоторые из нарушений, которые правительство хочет отдать на откуп столице, затруднительно или просто невозможно фиксировать при помощи технических средств. В качестве примеров приведены нарушение водителем правил пользования телефоном, использование мотошлемов мотоциклистами или нарушение правил применения ремней безопасности.
Против того, чтобы рекомендовать палате принять законопроект правительства в первом чтении, голосовали члены комитета из ЛДПР и г-н Лысаков.
Г-н Крашенинников пообещал, что ко второму чтению перечень субъектов, которые получат право заключать соглашения по данным статьям КоАП, расширится и в нем непременно окажется, например, Татарстан. По словам же г-на Горового, законопроект поддержали 40 регионов России.
В комитете считают, что этот законопроект надо рассматривать только одновременно с другим — тем, что был внесен группой единороссов еще в 2016 году, поддержан правительством, но почему-то так и не добрался до зала пленарных заседаний: он предлагает ввести обязательную регистрацию Минюстом и публикацию всех соглашений между регионами и федеральными органами власти о передаче полномочий. «Люди должны знать об актах, которые порождают или прекращают их права и обязанности», — пояснил г-н Крашенинников.