Сверхсекретная встреча Путина и Асада привела к новому витку геополитики

Зачем президент России будет говорить по телефону с Трампом

Президенты России и Сирии, встретившиеся в обстановке строжайшей секретности в Сочи, разошлись в оценках военной кампании. По мнению Башара Асада, она уже закончилась победой сирийской армии и ее союзников. Владимир Путин выразился более осторожно, отметив, что не все очаги сопротивления террористов уничтожены. Впрочем, в ближайшее время политическая фаза урегулирования в любом случае должна сменить военную — и еще не известно, что легче: стрелять по террористам баллистическими ракетами или заставить различные группировки сесть за стол переговоров и найти решение, устраивающее как внутренних, так и внешних игроков.

Зачем президент России будет говорить по телефону с Трампом

Во вторник в Сочи ждали с визитом президента Чехии Милоша Земана. Однако все разговоры в президентской резиденции «Бочаров Ручей» с утра крутились вокруг секретных переговоров, состоявшихся накануне. Дмитрий Песков рассказал журналистам, что Путин с Асадом проговорили около четырех часов: сначала в присутствии помощников, потом в формате тет-а-тет. По окончании личной встречи ВВП воспользовался случаем, чтобы представить гостя российским военачальникам, съехавшимся в Сочи на серию традиционных (проводятся с 2013 года) осенних совещаний. По словам Пескова, переговорить с руководством Сирии Путин пообещал лидерам Турции и Ирана, которые в среду прибудут на саммит в сочинский пансионат «Русь» обсуждать детали политического урегулирования. «Нужна уверенность, что договоренности, которые там могут быть достигнуты, будут жизнеспособными и не повиснут в воздухе», — пояснил он.

Асад поблагодарил Владимира Путина, российских военнослужащих и весь российский народ за то, что с помощью РФ Сирии удалось отстоять территориальную целостность и независимость. Победа над террористами, считает сирийский лидер, уже достигнута, и сейчас необходимо активнее продвигать политический процесс, задействуя все имеющиеся механизмы и созидательные силы. «Мы не хотим оглядываться назад. Готовы вести диалог со всеми, кто действительно заинтересован в политическом урегулировании», — заявил Асад, подчеркнув, что «процесс должны вести сами сирийцы без вмешательства извне». Он рассчитывает, что Россия выступит гарантом невмешательства внешних игроков.

Однако Владимир Путин, по словам Пескова, не полностью согласился с оценками Асада. «Путин его слегка поправил и сказал, что в Сирии еще возможны рецидивы (террористических атак. — «МК»), так или иначе, они будут повторяться. Но они уже не могут коренным образом повлиять на успешный ход операции вооруженных сил Сирии при поддержке ВКС РФ», — сказал представитель Кремля. Он отказался конкретизировать, какие позиции были согласованы на переговорах и на какие уступки согласился пойти Асад, чтобы достигнуть компромисса с оппозицией. «Роль Асада может видеть только сирийский народ, Россия не может ее видеть. А как он сам ее видит, я не могу вам сказать», — ответ Пескова на вопрос о судьбе сирийского лидера был, прямо скажем, не совсем понятен, хотя это краеугольный камень сирийского урегулирования. Россия и Иран, как известно, настаивают на сохранении власти Асада. Саудовская Аравия, США и Евросоюз — с разной степенью фанатичности против. Остальные страны колеблются. Например, Турция последнее время перестала настаивать на его уходе, надеясь, что так ей удастся заставить российские власти отказаться от поддержки курдов. Президент Франции Макрон также высказывался за сохранение полномочий Асада на «переходный период», который, по его оценкам, может длиться около полугода.

Дмитрий Песков рассказал, что по итогам встречи с президентом Сирии у Владимира Путина запланирована серия телефонных разговоров с лидерами государств, без согласия которых дальнейшее движение вперед на сирийском треке невозможно. Это прежде всего король Саудовской Аравии Салман (напомним, что саудиты контролируют значительную часть оппозиции, которая пока не согласна договариваться с Асадом), а также президент США Трамп. Если Барак Обама настаивал на том, что Асад должен уйти, то нынешний хозяин Белого дома говорит, что Вашингтон интересует только разгром ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) и никаких других целей в Сирии у него нет. Что, впрочем, не мешает Минобороны РФ периодически обвинять американцев в поддержке террористов.

Надо отдать должное Милошу Земану, который прекрасно понимал, что проблематика российско-чешских отношений явно блекнет перед теми задачами и сложнейшими переговорами, которые в ближайшие часы предстоит провести его российскому коллеге.

— Вы победили в Сирии! — решил подбодрить он Путина, едва переступив порог его сочинской резиденции.

— Я вам потом подробно расскажу обо всем, — ВВП явно не был расположен публично обсуждать то, для чего понадобились беспрецедентные меры секретности.

Но Земан еще не завершил свою мысль. «Асад владеет практически всей территорией Сирии, за исключением некоторых небольших частей. Но в конце концов это демократически избранный президент», — рассуждал он. Владимир Путин вынужден был согласиться: «Действительно, под контролем правительственных войск Сирии находится уже 98% территории. Очаги сопротивления террористов еще имеются, но они быстро тают под ударами наших ВКС». «Я вам еще подробно расскажу об этом!» — настойчиво повторил он, призывая Земана вернуться к проблематике двусторонних отношений.

Как известно, на встрече Путина и Асада помимо деталей военной кампании обсуждались все имеющиеся механизмы межсирийского урегулирования, включая Женеву, «астанинский процесс» и Конгресс сирийского народа, который пытается организовать Кремль. Изначально его планировалось провести 18 ноября, но пришлось отменить из-за позиции Турции, не согласившейся с участием курдов. Новая дата конгресса, как ожидается, будет согласована в среду на саммите лидеров РФ, Ирана и Турции — уже сейчас в гостиницах Сочи можно встретить большое количество людей, говорящих по-арабски, а морской воздух курорта как будто пропитался пылью сирийских пустынь. Россия рассчитывает хотя бы в общих чертах согласовать на саммите и конгрессе компромиссную формулу политического урегулирования, которая потом будет вынесена на обсуждение под эгидой ООН. Однако все признают, что достичь этого компромисса из-за сохраняющихся противоречий будет очень непросто.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27552 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: 98% мира

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру