Как уже писал «МК», документ, который впервые вводит в российское право понятие «иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента», написали за три дня. Его авторами значится группа депутатов во главе со спикером Госдумы. Еще накануне было решено: нововведения оформят в виде поправки в действующий Закон о СМИ.
«Эта инициатива связана в первую очередь с тем, что в отношении наших российских СМИ в США (подразделения телекомпании Russia Today». — «МК») было принято необоснованное решение (включение в реестр иностранных агентов. — «МК»), которое всех нас не может оставить равнодушными» — эти слова г-на Володина, как и слова про «симметричный ответ», «зеркальные меры» и «мы вынуждены отвечать», в разных вариациях повторяли с трибуны лидеры фракций КПРФ, «СР», «ЕР» и ЛДПР.
Глава думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («СР») доложил: принимаемый документ «ставит четкие рамки», которые позволят «уполномоченному органу исполнительной власти» (вроде бы это будет Министерство юстиции) «принять в отношении американских пропагандистских ресурсов меры, аналогичные тем ограничениям», которые применяются в настоящее время США в отношении российских информационных ресурсов.
О каких ограничениях идет речь? Г-н Левин предположил, что это регистрация в качестве иностранного агента, требование маркировать свою продукцию этим «почетным» лейблом и представление специальной отчетности. Минюст лишь потом разработает некий «порядок», где пропишет, какие из требований и ограничений, действующих с 2012 года в России по отношению к НКО-иноагентам, распространятся и на СМИ-иноагентов.
Могут ли попасть «под раздачу» российские СМИ? И кого вообще все это может коснуться? За два дня депутаты дали немало противоречивых ответов на эти вопросы и вконец запутали журналистов. Из закона же следует: «иностранными СМИ», имеющими шанс попасть в число иноагентов, могут признать получающие иностранные деньги в любом количестве и распространяющие информационные материалы «юридические лица, зарегистрированные в иностранном государстве» или «иностранные структуры без образования юридического лица». Накануне в Думе затруднялись объяснить, что скрывается за понятием «структуры без образования юрлица», но сейчас, отвечая на вопрос «МК», г-н Левин уточнил: «это, к примеру, трасты или фонды».
Но, даже получая иностранные деньги, иностранное СМИ может и не стать «агентом» — на это обратил внимание Алексей Куринный (КПРФ), сказав, что в законе «все расплывчато». Г-н Левин дал понять, что цель и была такой: создать «рамочный» закон, который «не имеет прямого действия» и по которому решение о том, попадет ли под ограничения иностранное СМИ или нет, решит потом Минюст. Позднее в разговоре с «МК» г-н Левин пояснил: «речь шла о создании максимально удобного инструмента, который мог бы быть использован в качестве ответной меры против любой страны, которая предпримет аналогичные действиям США недружественные действия в отношении российских СМИ».
Но про то, что «инструмент» может быть использован исключительно «в качестве ответной меры», в тексте закона ничего не говорится.
Российских СМИ, получающих финансирование из иностранных источников или имеющих зарегистрированные за рубежом дочерние структуры, закон не касается, уверяют депутаты. Евгений Ревенко («ЕР») сказал «МК», что озабоченности такого рода «быть не может». Другой депутат, пожелавший остаться неизвестным, предположил, что «фактически попадание иностранных подразделений российских СМИ в этот реестр невозможно». «Я не могу комментировать то, чего сам не понимаю», — кратко ответил на вопросы «МК» еще один народный избранник.
О том, что СПЧ при Президенте РФ подготовит экспертизу текста принятого закона про иноагентов, стало известно накануне. Но закон уже отправился в Совет Федерации…
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram