Майданный украинский лозунг «Вся Европа с нами» незаметно трансформировался в тезис «Пол-Европы против нас». Что стало закономерным следствием ориентации украинской политической элиты на радикальный национализм. В Европе наконец-то разглядели, что игры с возвеличиванием нацистских преступников времен Второй мировой — не просто «домашнее развлечение», но несут угрозу всем западным ценностям. Так же, как и полное игнорирование прав национальных меньшинств в стране «победившего достоинства». Венгрия и Румыния, чьи диаспоры в незалежной вкупе с русскоязычным населением Украины попали под удар нового закона об образовании, запрещающем обучение на родном языке, устали уговаривать Киев смягчить свою позицию. И перешли к жестким ответным мерам. Вице-премьер Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе пожаловалась, что в Будапеште всячески блокируют дальнейшее развитие «запланированных вещей между Украиной и НАТО», используя для этого действие в Альянсе принципа консенсуса. Кроме того, Венгрия намерена блокировать и сближение Украины с Евросоюзом.
До недавнего времени у незалежной был свой «адвокат» в ЕС — Польша. Но с начала ноября отношения с этой страной резко обострились. После того, как главе МИД Польши Витольду Ващиковскому во Львове сообщили, что его страна так же, как и Россия, является оккупантом, политик вернулся в Варшаву на «взводе». Он заявил, что Польша слишком много прощала Украине, но «мы пришли к выводу, что нас используют". В связи с чем в Польше пригрозили создать «черный список» украинских политиков с «антипольскими взглядами». Первым таким «черносписочником» стал никто иной, как глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, который обзывал Польшу нехорошими словами за то, что она отказывается впускать в страну сторонников СС «Галичина». Напомним, бойцы именно этой дивизии устроили в годы ВОВ резню польского населения Волыни. По этому поводу высказался уже и президент Польши Анджей Дуда, который обратился к Петру Порошенко с призывом отстранить от должности людей, «которые откровенно провозглашают националистические и антипольские взгляды». Ситуация накалилась настолько, что Порошенко инициировал проведение чрезвычайного заседания Консультационного Комитета президентов Украины и Польши...
И на этом фоне теперь возникла Сербия, которая тоже оказалась не готова прощать Украине хамства. Дело в том, что посол Украины в этой стране Александр Александрович дал интервью информационному порталу BIRN, в котором сообщил, что Россия использует Сербию для уничтожения Европы. . В сербском МИД напомнили, что «Сербия всегда поддерживала территориальную целостность Украины. В то же время украинские наемники участвовали в преступлениях, совершенных хорватскими силами против сербского народа в Хорватии». Сербские радикалы уже призвали выслать из страны разговорчивого украинского посла...
А если вспомнить еще и недавние разногласия Украины с Белоруссией и Молдавией, то получается, что незалежная своими руками создала вокруг себя «недружественный пояс». Зачем ей это надо и готовы ли украинские политики хоть к каким-то компромиссам, «МК» рассказали эксперты:
Кирилл МОЛЧАНОВ, замдиректора украинского Института анализа и менеджмента политики:
Ситуация для Порошенко сложная: с одной стороны он понимает, что заигрывание с националистами приведет к тому, что он подорвет взаимоотношения со странами Восточной Европы, а с другой не может отказаться от уступок им в вопросах образования, исторической памяти и так далее. В противном случае ультраправые воспримут решение президента как предательство национальных интересов, и он лишится своей последней опоры в стране. В связи с этим Порошенко вынужден идти по пути вяло текущей изоляции страны в военном, финансовом, дипломатическом и других аспектах. Всем этим он жертвует ради того, чтобы в 2019 году попытаться вновь стать президентом и получить большинство в Верховной раде.
Андрей БУЗАРОВ, член Общественного совета при МИД Украины:
- Для части гражданского общества Украины вопрос героизации Бандеры является принципиальным моментом. В этом же ключе они рассматривают взаимоотношения республики с соседями. Если президент Петр Порошенко откажется разделять их взгляды на украинизацию школ, героизацию ОУН-УПА (запрещенная в России организация) и так далее, он растеряет весь свой электорат. При этом та часть украинского общества, которая считает бандеровцев преступниками сегодня слишком разобщена. Опора на них ничего не даст правящей элите. Вместе с тем едва ли проводимая украинскими властями политика в обозримой перспективе повлияет на европейские устремления Киева. Евросоюз не монолитен в своем отношении к истории. Например, Италии, Франции и Германии нет никакого дела до того, кто такой Бандера. Да, отношения Украины, например, с Польшей могут продолжить ухудшаться, но на взаимодействии с Евросоюзом в целом это никак не скажется.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram