Тяжело в учении
Четыре тени бесшумно скользили между деревьями. Передовой дозор приближался к замаскированной базе «террористов», обосновавшихся в подмосковном лесу. Остальная группа разведчиков также незаметно передвигалась чуть поодаль. Вот впереди идущий боец делает знак рукой, и отряд замирает. На тропе мина, снабженная растяжкой. Чтобы обезвредить ее, разведчик принял нестандартное решение — перерубить шнурок растяжки ножом.
Передовой дозор начал продвигаться дальше, как вдруг буквально из-под земли ударил сноп огня. «Террористы» стреляли из замаскированного схрона, по виду — небольшого холмика на земле с узкими, практически незаметными бойницами. Отряд рассыпался по сторонам и начал брать схрон в кольцо. Пока основной отряд прижимал засевших «бандитов» огнем, двое разведчиков ринулись на фланг и, обойдя блиндаж, приготовились его уничтожить. Позади схрона виднелся люк, укрытый палой листвой и хвоей. Один боец набрасывает на люк стальную «кошку» на шнуре и срывает его в сторону, а другой зашвыривает в образовавшийся проем пару гранат (в этот раз их заменили взрывпакетами). Громкий хлопок, облако порохового дыма из проема, и в лесу вновь наступает тишина. База «террористов» уничтожена.
— Вообще-то наша главная задача — незаметно подобраться к противнику, посмотреть, сколько у него людей, чем вооружены, как оборудован лагерь и прочее, — говорит командир разведроты Софринской бригады Росгвардии капитан Игорь (свои фамилии разведчики традиционно не озвучивают). — Раньше говорили: «Где начинается стрельба, там заканчивается разведка». А сегодня все по-другому. Разведгруппе часто приходится самостоятельно уничтожать бандитов. Особенно это проявилось на Северном Кавказе. Поэтому мы такие ситуации постоянно отрабатываем.
Бытовые вопросы
Однако прежде чем найти базу террористов в горах, разведгруппы проводят не одни сутки в поиске. Часто приходится ночевать под открытым небом, взять с собой палатку — непозволительная роскошь, у разведчиков на счету каждый грамм носимого груза. Но если есть возможность, то на стоянке бойцы могут оборудовать себе укрытие, в котором можно отдохнуть в относительном тепле даже в мороз. Один из вариантов такого «жилища» софринские росгвардейцы продемонстрировали журналистам. Со стороны можно подумать, что это просто поваленное дерево, но за ним оборудован маленький шалаш, в котором могут поместиться трое бойцов. Пол застелен лапником, поверх него положены специальные коврики сантиметровой толщины. В отличие от туристских пенок, они плотнее и лучше держат тепло. Рядом излучает жар незаметный костер-дакота, пламя которого укрыто в земляной яме.
— Костер мы разводим очень редко, — поясняет командир разведчиков Игорь. — Это очень сильно демаскирует. Если, конечно, позволят условия — установится туманная погода и рядом окажется обитаемый аул, — тогда еще можно его развести. Но в дикой горной местности, где на десятки километров нет населенных пунктов, костер исключен.
По этой же причине, добавил Игорь, разведчики не всегда могут разогреть еду или вскипятить чай на туристских газовых горелках, которые в последнее время стали очень популярными в наших спецподразделениях. По словам офицера-разведчика, запах горячей тушенки или чая однозначно насторожит какого-нибудь оголодавшего «бармалея», даже если он находится на большом расстоянии.
Подсчет калорий
Голод и холод сопровождают разведчиков в поиске постоянно. Кроме того, что у них практически не бывает возможности нормально поесть, бойцам постоянно приходится бороться с переохлаждением.
— Одна из самых коварных ситуаций — пропотеть на морозе. Если боец промок насквозь, то выход тут один — снять с себя все мокрые вещи, вплоть до исподнего, и переодеться в сухое. Мы, как правило, берем с собой два комплекта обмундирования, иногда удается подсушить отсыревшую одежду на огне. Но так получается далеко не всегда.
Разведчики-росгвардейцы пользуются химическими грелками, для них даже предусмотрены специальные кармашки на одежде. У бойца-санитара при себе имеется запас спирта, который в случае чего пойдет на растирание его коллег. Пища у разведчиков тоже очень калорийная, кто-то пользуется спортивным питанием — сухими протеиновыми смесями и батончиками. И практически у каждого в сухарной сумке имеется запас шоколадок-сникерсов и сала.
— Сало — это обязательно, — с улыбкой говорит Игорь. — Без такого источника калорий мы в поиск не ходим.
Но все-таки борются с холодом разведчики преимущественно за счет своей выносливости и закалки.
— У нас, как и у военных разведчиков, основной упор в физподготовке сделан на выносливость. Я, например, своим бойцам запрещаю «качать железо». Только бег, кроссфит и бокс.