О планах США членам рабочей группы Совета Федерации по мониторингу внешней деятельности рассказал представитель ФСБ Василий ДВОРНИКОВ. Согласно информации, которую ему поручили озвучить, из американского военного бюджета в довесок к основному финансированию для работы в России Совету по международному вещанию выделено $81 млн на 2018 год, радиостанции «Свобода» — $33 млн, «Голосу Америки» — $23 млн. Эти средства будут направлены целевым образом на развитие в каждом российском регионе вещания, учитывающего местную специфику. Особый упор будет сделан на обработку национальных республик: обсуждение вопросов неэффективности кремлевской власти и борьбы за независимость.
Сенаторов эти цифры ошеломили. Для сравнения: по самым жестким и совершенно неподтвержденным оценкам американских конгрессменов, все «российские злоумышленники» в сумме потратили на «искажение результатов выборов в США» $2 млн за два года. Первый заместитель министра юстиции Олег ПЛОХОЙ успокоил сенаторов новостью о том, что Минюст подготовил свои предложения по усилению контроля над деятельностью иностранных организаций в России. И вскоре их представит.
Следуя логике из «Дня радио» (если не можешь повернуть военный корабль, то нужно найти пуговицу от пиджака), законодатели сделали вид, что Плохой их успокоил, и перешли к теме давления американских сетей на RT. Благо задачу нашим сенатором упростили сенаторы американские. Они благосклонно приняли заявление представителей Facebook и Google о том, что российский телеканал никак не вмешивался в американские выборы через их сервисы. Соответственно, эти американские компании не станут подвергать RT наказанию, как это сделал Twitter, и в симметричном ответе с российской стороны не нуждаются.
О том, как можно разобраться с микроблогом, рассказал глава Роскомнадзора Александр ЖАРОВ: «В настоящий момент из Twitter не удалено 139 запрещенных законом ссылок. За каждую из них можно мгновенно заблокировать весь ресурс, но мы этого не делаем: даем администраторам на удаление сутки после нашего требования. Мы могли бы заблокировать ресурс и за то, что он не соответствует требованиям закона о персональных данных, но дали администрации времени до середины 2018 года на техническое переоснащение. То есть Роскомнадзор следует духу закона: не карает сразу, а дает возможность исправить ошибки. Но вообще-то надзорный орган может начать работать не по духу, а по букве».
Главный редактор RT Маргарита СИМОНЬЯН напомнила, что администрация Twitter сама предложила российскому телеканалу делать твиты на политические темы и за каждый такой твит получала деньги (самый дорогой обошелся в $12 тысяч, и он вовсе не был посвящен ни Клинтон, ни Трампу). А потом именно эти твиты стали фигурировать в докладе ЦРУ о «российском следе». Поэтому сенатор Ольга КОВИТИДИ предложила вчинить Twitter иск и добиться возмещения материального и морального ущерба, а также упущенной прибыли.
Проблема только в том, что RT и так уже судится, а Роскомназдор не сможет заблокировать Twitter без политического решения. Да и с политическим тоже — технически это невозможно. Нашим инженерам по силам всего лишь усложнить пользователю доступ к микроблогу.
Поэтому в проекте решения по итогам задания было записано, помимо общих слов, только одно существенное предложение: рекомендовать российским коммерческим структурам воздержаться от размещения рекламы в Twitter.
Наказание рублем выглядит логичным, особенно если наше бизнес-сообщество проявит солидарность. А на вопрос о том, насколько больно мы ударим по кошельку микроблога, «МК» рассказал управляющий партнер агентства «Социальные сети» Денис ТЕРЕХОВ:
— Предположу, что Twitter такой ответной меры просто не заметит. У них более 300 миллионов пользователей, а в России — только 8 миллионов. И российская аудитория расти больше не будет, скорее наоборот. Многие поиграли, наигрались и перестают заходить в микроблог. В Twitter в итоге останутся те, кому это действительно нужно: журналисты, политики, пиарщики... При этом до 90% денег, которые зарабатываются российским сегментом на рекламе, перечисляются через западные сетевые агентства. Потеря оставшихся 10% — это капля в море. Да и вообще Twitter в России больше зарабатывает не на рекламе, а на перепродаже собранных данных другим компаниям. То есть микроблог знает, что вы «лайкаете», составляет ваш портрет и продает его тем, кто хочет вам предложить товар или услугу, исходя из ваших интересов.