Путин против Google: американский конгресс отомстит России через Интернет

«Русский след» на выборах в США: расследование и ответные угрозы

Во вторник вечером представителей Facebook, Twitter и Google вызвали «на ковер» в Сенат США. Пришла их очередь держать ответ по «российскому делу». А дав ответ — и получить завет, типа такого: «Раз уж вы, лузеры, допустили вмешательство русских в выборы президента США, то не забудьте намстить им во время выборов в России».

«Русский след» на выборах в США: расследование и ответные угрозы

Баллада о том, как Россия сделала президентом Трампа, исполняется уже почти год и никак не надоест конгрессменам. Запели ее демократы, чтобы обосновать поражение Хиллари Клинтон на выборах, а затем к творчеству подключились и консерваторы. Ведь в случае импичмента Трампа его пост займет более родной для партии вице-президент Майк Пенс.

Доводы, которые приводятся против Трампа лично, рассыпаются один за другим. К примеру, отправили в понедельник под домашний арест главу предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта и его делового партнера Рика Гейтса за то, что они получали помощь от русских перед выборами. А уже во вторник выяснились нюансы: что они не получали помощь, а помогали сами. И не русским, а гражданам Украины. Да и было это задолго до начала кампании Трампа — еще в 2013 году, перед государственным переворотом на Украине, в который фигуранты предположительно вложили $2,2 млн.

В общем, Трамп тут ни при чем, и с большой долей вероятности до конца срока он досидит. Тем более что Трамп не препятствует расследованиям, которые ведут против него парламентарии и спецпрокурор Мюллер. То есть не повторяет ошибки Никсона, который был вынужден уйти в отставку не из-за причастности к Уотергейту, а потому что не сотрудничал со следствием.

Однако расследование, которое не очень вредит Трампу, болезненно отражается на России. Антироссийская истерия в США нарастает, речь о санкциях против нас ведется только с позиции ужесточения. В Америке — стране, где сама Конституция запрещает государству вмешиваться в деятельность свободной прессы, — уничтожаются редакции российских СМИ. Первыми жертвами стали телеканал RT и агентство «Спутник» — сначала спецслужбы по сути заблокировали работу редакций, задерживая журналистов и спикеров, а затем нанесли экономический удар: в минувшие выходные по требованию властей Твиттер заблокировал всю рекламу RT. Повод прежний: российские СМИ якобы вмешивались в выборы президента. Доказательств такого вмешательства не предъявлено.

Читайте материал: "Русский знакомый арестованного Манафорта рассказал о связях Трампа с Кремлем"

Теперь давайте посмотрим, какие же доказательства появились у конгрессменов после отчетов Facebook, Twitter и Google. Поскольку расследование проводится в первую очередь для общественности, то и основные тезисы были размещены в свободном доступе.

По оценке Facebook, в Сети в период с 2015 по 2017 год появилось 120 страниц, на которых было размещено 80 тысяч записей пророссийского содержания. Всего за эти годы хотя бы один раз одну из этих записей могли увидеть 126 млн американцев. 120 тысяч записей было сделано в Instagram, 1008 роликов вывесили в YouTube (309 тысяч просмотров в сумме), а с 2752 аккаунтов пришло 1,4 млн твитов.

Не кажется ли вам, что для манипуляции выборами такого «воздействия» слишком мало? Тем более что инициаторы всей этой «движухи» — проект «Фабрика троллей» и российское Агентство интернет-исследований — ни от кого не прятались. Они уже неоднократно объяснили, что проводят мониторинг американской интернет-аудитории, изучая сообщества, интересующиеся политикой и правами человека. Только потратили на это «русские хакеры» не $2,3 млн, как утверждают в США, а на порядок меньше.

Но пусть даже будут и два, и пять миллионов — разве можно на эти деньги из Санкт-Петербурга («тролли» сидели даже не в Москве) выбрать «своего» президента Америки?..

А вот теперь — о самом вкусненьком. Практически одновременно с российским агентством аналогичное исследование проводил американский ученый Роберт Эпштейн — и пришел к интереснейшим выводам. Серьезно повлиять на выборы соцсети пока не могут. Для этого нужен агрегатор (поисковая система). И, по мнению Эпштейна, выбрать президента может такой агрегатор, как Google. Десяти тысячам испытуемых в фокус-группах сотрудники Эпштейна предоставляли «подтасованные» результаты ответов на поисковые запросы (вверху топа оказывались комплиментарные высказывания об одном политике). И оказалось, что 80% респондентов проголосуют за того, кого им предлагает поисковая система.

Результаты Эпштейн опубликовал, а исследование продолжил, наблюдая за поведением Google в государствах, где проходят выборы. И обнаружил, что агрегатор, являющийся самой распространенной поисковой системой в мире, последовав «совету ученого», принял участие в выборах в 39 странах мира, включая США и Россию. В двух последних случаях Google не особенно помог только потому, что его подтасовки в топах были очень осторожными и скромными. В тех же странах, где Google вел жесткий черный пиар, ожидаемый результат был достигнут.

Любопытная деталь: о том, что администрация США пытается влиять на выборы в различных странах через Google, Эпштейн рассказал… американской редакции телеканала RT, который после этого попал под репрессии в США.

Так что если Штаты захотят ответить на наше иллюзорное вмешательство в их выборы своим — в нашу кампанию, то приятного будет мало. В этом отношении США ушли гораздо дальше России. Мы сидим на их агрегаторах, сетях и технологиях, а не наоборот. Поэтому, едва в Вашингтоне начали расследование «русского следа», в Москве была создана парламентская Комиссия по защите государственного суверенитета. На первом же заседании ее председатель, сенатор Андрей Климов, провозгласил главную задачу: не позволить американцам повлиять на выборы нашего президента. Заседания проходят раз в две недели, а уже к Новому году законодатели должны представить доклад с конкретными рекомендациями. Но предложения в ходе обсуждений, как правило, звучат слишком беспомощные: законодательно ужесточить, не допустить, закрыть кого следует… Это понятно: законодатели — не технари. И что делать, если агрегаторы с соцсетями займутся «оголтелой западной пропагандой», — они толком не знают.

А что скажут профессионалы? «С технической точки зрения Google может создать новость, опубликовать ее через какие-то СМИ, а потом поднять ее в топ агрегатора и рассеять по соцсетям, — сказал «МК» директор Лиги безопасного Интернета Денис ДАВЫДОВ. — Они на этом уже набили руку, когда вели информационную атаку на Крым. Единственный действенный способ, как и в любом споре с американцами, — противопоставить им правду. Если США начнут влиять на наши выборы вбросом и раскруткой недостоверной информации — об этом нужно сразу сообщить гражданам. Не когда-то потом, как американцы делают по отношению к России, а моментально, в процессе. Мы — не банановая республика, наших сограждан трудно так сразу запутать, а попытка манипуляции их возмутит. Это вызовет и международный скандал. Именно поэтому я думаю, что США не устроят массированную атаку, а незначительное воздействие в марте ни на что не повлияет. Но нужно думать, как противостоять этому в будущем, когда баланс политических сил в России станет не столь устойчивым».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27536 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: Президенты и хакеры

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру