Еще один законопроект из нескончаемой серии, направленный на усиление контроля за Интернетом. Сколько их уже было и сколько еще будет, написанных в какой-то правоохранительной структуре, поддержанных Кремлем и внесенных от имени депутатов из разных фракций! Но дискуссия, развернувшаяся в зале пленарных заседаний, поражала воображение. Как будто немой на знаках пытался объяснить что-то слепому, и у обоих было плохо с памятью — вот как это выглядело.
От имени авторов судьба повелела выступать единороссу Юрию Швыткину. Уважаемый человек, десантник-разведчик, три ордена Мужества, но в Госдуме первый срок. Г-н Швыткин в полном соответствии с написанной неизвестно кем и неизвестно где маловнятной пояснительной запиской сообщил: речь идет об упрощении процедуры блокировки сайтов нежелательных организаций и сайтов, распространяющих их материалы.
Таких организаций в реестре Минюста 11, но ни один их сайт не заблокирован, по малоубедительной версии сочинителей, исключительно из-за сложности судебной процедуры. «Мы здесь, в стенах Госдумы, где-то соглашаемся, где-то у нас есть разногласия, но в тех вопросах, которые требуют консолидации, собираемся в едином кулаке», — так закончил свое выступление докладчик.
Глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («СР») уточнил: законопроект предлагает всего лишь «дополнить» пассажем про нежелательные организации перечень информации, распространяемой в Интернете, которая и сейчас, по действующему с 2014 года законодательству, может быть заблокирована во внесудебном порядке. В этом перечне — призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Но слов г-на Левина как будто никто не слышал. А когда депутаты начали задавать вопросы, понеслась душа в рай.
«Если, например, противники «Матильды» в прямом эфире одного из телеканалов призывают бойкотировать фильм, то есть проводить у кинотеатров общественные мероприятия в нарушение установленного порядка, и запись есть на сайте, нормы предлагаемого вами закона уже начинают действовать?» — поинтересовался Ярослав Нилов (ЛДПР).
Он говорил о блокировке сайтов с призывами к несанкционированным акциям как о чем-то новом, предлагаемом к внедрению лишь сейчас.
Г-н Швыткин в ответ тоже, казалось, говорил не о том документе, который сам подписал, а о каком-то другом. Пример он назвал «неудачным» (еще бы — в зале сидела Наталья Поклонская, объявившая войну самому генпрокурору!). Процедура блокирования по этим вопросам, по его словам, пока судебная, а вот когда законопроект станет законом — «тогда, безусловно, внесудебное разбирательство будет».
«А если эта организация наша и призывает к беспорядкам, несанкционированным действиям, на нее законопроект распространяется?» — спросил Николай Коломейцев (КПРФ). «Есть такие граждане, которых пиарят многие центральные СМИ, наверное, с подачи Старой площади, может, с какой-то другой», — «уточнил» он.
«ДАВНО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ!» — хотелось крикнуть в ответ. Но г-н Швыткин был уверен в обратном: «те возможные граждане, которых вы указали, они не подпадают на сегодняшний день, во всяком случае, под этот законопроект».
«Если в Интернете распространяются призывы к незаконной деятельности, какая разница, от кого они исходят? По-любому они должны блокироваться. Все-таки мне кажется, это изъян этого законопроекта», — настаивал Валерий Гартунг («СР»).
Если в законопроекте и был какой «изъян», то не этот.
Абсурд безраздельно царил над залом. Депутаты ничтоже сумняшеся минут 40 на самом деле обсуждали законопроект, принятый 4 года назад. Многие из них, опытные и совсем не глупые люди, и тогда сидели в этом зале…
Утрата недавней памяти, сложность в освоении новой информации, проблемы с продолжительной концентрацией внимания — таковы первые признаки надвигающегося грозного заболевания под названием «болезнь Альцгеймера». Хотелось бы верить, что это не наш случай.
Почти наверняка не наш!
«Наш» случай — это утвердившаяся в последние годы отвратительная практика парламента «не париться» и как будто отключать мозг, если спущенная сверху, родившаяся «где-то там» и согласованная «с кем надо» законодательная инициатива упакована в тревожные и трескучие слова про «защиту суверенитета», «предотвращение угрозы обороноспособности», «борьбу с формированием негативного общественного мнения и дестабилизацией обстановки в стране». Разум засыпает, в полном соответствии с испанской пословицей рождая чудовищ. Можно не слушать, не читать, не вникать в детали.
Можно даже иногда говорить что попало, не думая о том, как это выглядит со стороны.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram